Так тут старыя казак да Илья Муромец Выходит он со палаты белокаменной, Шел по городу он да по Киеву, Заходил в свою палату белокаменну Да спросил-то как он паробка любимого. Шел со паробком да со любимыим А на свой на славный на широкий двор, Заходил он во конюшенку в стоялую, Посмотрел добра коня он богатырского. Говорил Илья да таковы слова: - Ай же ты, мой паробок любимыи, Верный ты слуга мой безыменныи, Хорошо держал моего коня ты богатырского! - Целовал его он во уста сахарные, Выводил добра коня с конюшенки стоялыи А й на тот же славный на широкий двор. А й тут старыя казак да Илья Муромец Стал добра коня тут он заседлывать. На коня накладывает потничек, А на потничек накладывает войлочек - Потничек он клал да ведь шелковенький, А на потничек подкладывал подпотничек, На подпотничек седелко клал черкасское, А черкасское седюлышко недержано, И подтягивал двенадцать подпругов шелковыих, И шпенючки он втягивал булатные, А стремяночки подкладывал булатные, Пряжечки подкладывал он красна золота, Да не для красы-угожества – Ради крепости все богатырскоей: Еще подпруги шелковы тянутся, да они не рвутся, Да булат-железо гнется – не ломается, Пряжечки-то красна золота, Они мокнут, да не ржавеют. И садился тут Илья да на добра коня, Брал с собой доспехи крепки богатырские: Во-первых, брал палицу булатную, Во-вторых, копье брал мурзамецкое, А еще брал саблю свою острую, Еще брал шалыгу подорожную, И поехал он из города из Киева. (Приведенные здесь формулы – описание седлания коня и изображение богатырских доспехов – могут дословно повторяться во многих былинах, иногда дословно. Красота конской упряжи гиперболизируется.) Выехал Илья да во чисто поле, И подъехал он ко войскам ко татарскиим Посмотреть на войска на татарские. Нагнано-то силы много множество. Как от покрика от человечьего, Как от ржанья лошадиного Унывает сердце человеческо. Тут старыя казак да Илья Муромец Он поехал по раздольицу чисту полю, Не мог конца-краю силушке наехати. Он повыскочил на гору на высокую, Посмотрел на все на три, четыре стороны, Посмотрел на силушку татарскую - Конца-краю силе насмотреть не мог. И повыскочил он на гору на другую, Посмотрел на все на три, четыре стороны - Конца-краю силе насмотреть не мог. (Разные варианты былины почти в одинаковых выражениях рисуют несметное количество воинов противника, и это вполне исторично. В какую бы сторону ни посмотрел Илья с высокой горы, «конца-краю силе насмотреть не мог». Русские летописи сообщают, что в татарском войске прежде всего поражала его многочисленность, и отмечают такую деталь: из-за запаха лошадиного и человеческого пота, исходившего от татарского войска, невозможно было дышать, из-за крика и ржания ничего не было слышно. Близкое к летописному изображение мы видим и в былине: от покрика от человечьего, от ржанья от лошадиного унывает сердце человеческое.) Он спустился с той горы да со высокия, Да он ехал по раздольицу чисту полю И повыскочил на третью гору на высокую, Посмотрел-то под восточную ведь сторону. Насмотрел он под восточной стороной, Насмотрел он там шатры белы, И у белых шатров-то кони богатырские. Он спустился с той горы высокии И поехал по раздольицу чисту полю. (Илья едет в поисках русских богатырей. В некоторых вариантах былины, а также в былине «Ссора Ильи с Владимиром» встречается эпизод о том, как русские богатыри, оскорбленные и возмущенные тем, что Владимир посадил Илью в подземелье, покидают Киев, не желая больше служить князю. Именно их и разыскивает Илья, понимая, что с таким войском, какое он увидел, по русской пословице, «один в поле не воин», ему нужна помощь всех русских богатырей.) Поэзия А.С. Пушкина Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина
каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев,
юмор Былички |
Несказочная поэзия. Былины
Страница 11
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Несказочная поэзия. Былины