(Ученик читает стихотворение «Ты ушла и ко мне не вернёшься…» (1914).)– Изменилось ли настроение лирического героя в этом стихотворении по сравнению со стихотворением «Выткался на озере алый свет зари…»? Докажите строками из текста. 1913 – 1915 гг. В жизни Сергея Есенина появляется новая женщина. Это Анна Романовна Изряднова. Как мало мы знаем о ней! Но какие замечательные строки появились из-под пера поэта! (Ученик читает стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916).) 1918 год. (Звучит романс на стихи С.Есенина «Зелёная причёска» (15 августа 1918г.)) Это стихотворение имеет посвящение: «Л.И.Кашиной». Кто же такая Л.И.Кашина? Помещица, прототип "Анны Снегиной". Помещица была молодая, интересная и образованная женщина, владеющая несколькими иностранными языками. Конечно, Л.И.Кашина явилась для поэта лишь одним из прототипов его героини. После революции жизнь её сложилась совершенно по-иному, чем судьба Анны Снегиной. Сын Лидии Ивановны, Георгий Николаевич Кашин, рассказывает, что в 1917 году его мать "передала свой дом в Константинове крестьянам, а сама стала жить в Белом Яру, в усадьбе на луговой левой стороне Оки, выше Константинова . Сергей Есенин не раз бывал в Белом Яру. В 20-е годы усадьба сгорела . В 1919 году Лидия Ивановна прочно обосновалась в Москве. Работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой". Зинаида Андреевна Райх . Эта женщина становится женой Сергея Есенина. Это первая взрослая любовь поэта. Есенин принадлежал к имажинистам – новому литературному направлению того "времени, к которому принадлежал и А.Б.Мариенгоф, считавшийся другом Есенина, но на самом деле он не был таковым. Что Есенин и Райх расторгают в 1920 году свой брак, во многом виноват и Мариенгоф. А З.Райх становится женой режиссера Мейерхольда. (Звучит грамзапись романса "Не жалею, не зову, не плачу ." (1921).) В 1921 году судьба связывает С.Есенина с другой женщиной – Айседорой Дункан. Ирландка по происхождению, имевшая американское подданство, приехавшая в Россию обучать детей танцам, перёд талантом которой преклонялся даже великий Станиславский, покорила сердце молодого поэта несмотря на то, что была старше Есенина в два раза. Встреча Есенина и Дункан произошла у художника Якулова. В этом же 1921 году они регистрируют брак и едут путешествовать по Европе. Почти полгода пробыл Есенин за границей, вдали от родины мало писал, огромна была тоска по России. Осенью 1923 года распадается брак с Дункан, и Есенин возвращается на родину. По возвращении пишет цикл стихов "Москва кабацкая". Правда, первые стихи этого цикла написаны еще за границей. Вот как вспоминал поэт А.Кусиков: "Были у Горького. Сережа читал. Горький плакал. А вскоре, после долгих бесед в ночи, под гитару мою, писал "Москву кабацкую". Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг! В период душевного разлада из-под пера поэта появлялись самые нежные стихи»: посвященные матери. А в интимной лирике все чаще звучат злые, даже порой пошловаты нотки. Как, например, в стихотворении "Сыпь, гармоника. Скука . Скука…» (1922) (Ученик читает стихотворение "Сыпь, гармоника .") В 1923 году появляется стихотворение "Я усталым таким не был ." Я усталым таким еще не был. В эту серую морозь и слизь Мне приснилось рязанское небо И моя непутевая жизнь. Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну, Не от этого ль темная сила Приучила меня к вину . – Ребята, как вы думаете, что же являлось причиной или, может быть, причинами такого настроения поэта? (Пагубное влияние на Есенина оказал литературный клуб имажинистов, находившийся в кафе "Стойло Пегаса". Здесь проходили диспуты и поэтические вечера. Но репутация «Стойла» была скандальной; возможность присутствия на вечерах влекла сюда совершенно случайную публику. Есенин втянулся в повседневную жизнь клуба, участвовал в "дружеских" попойках, хотя не прикасался к спиртному и не любил пьяных компаний. Николай Степанович Гумилев Снова в Петербурге. Расцвет творчества Литературные произведения |
Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 5
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений