Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 5
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений

(Ученик читает стихотворение «Ты ушла и ко мне не вернёшься…» (1914).)– Изменилось ли настроение лирического героя в этом стихотворении по сравнению со стихотворением «Выткался на озере алый свет зари…»? Докажите строками из текста.

1913 – 1915 гг. В жизни Сергея Есенина появляется новая женщина. Это Анна Романовна Изряднова. Как мало мы знаем о ней! Но какие замечательные строки появились из-под пера поэта!

(Ученик читает стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916).)

1918 год. (Звучит романс на стихи С.Есенина «Зелёная причёска» (15 августа 1918г.)) Это стихотворение имеет посвящение: «Л.И.Кашиной». Кто же такая Л.И.Кашина? Помещица, прототип "Анны Снегиной". Помещица была молодая, интересная и образованная женщина, владеющая несколькими иностранными языками. Конечно, Л.И.Кашина явилась для поэта лишь одним из прототипов его героини. После революции жизнь её сложилась совершенно по-иному, чем судьба Анны Снегиной.

Сын Лидии Ивановны, Георгий Николаевич Кашин, рассказывает, что в 1917 году его мать "передала свой дом в Константинове крестьянам, а сама стала жить в Белом Яру, в усадьбе на луговой левой стороне Оки, выше Константинова . Сергей Есенин не раз бывал в Белом Яру. В 20-е годы усадьба сгорела . В 1919 году Лидия Ивановна прочно обосновалась в Москве. Работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой".

Зинаида Андреевна Райх . Эта женщина становится женой Сергея Есенина. Это первая взрослая любовь поэта. Есенин принадлежал к имажинистам – новому литературному направлению того "времени, к которому принадлежал и А.Б.Мариенгоф, считавшийся другом Есенина, но на самом деле он не был таковым. Что Есенин и Райх расторгают в 1920 году свой брак, во многом виноват и Мариенгоф. А З.Райх становится женой режиссера Мейерхольда.

(Звучит грамзапись романса "Не жалею, не зову, не плачу ." (1921).)

В 1921 году судьба связывает С.Есенина с другой женщиной – Айседорой Дункан. Ирландка по происхождению, имевшая американское подданство, приехавшая в Россию обучать детей танцам, перёд талантом которой преклонялся даже великий Станиславский, покорила сердце молодого поэта несмотря на то, что была старше Есенина в два раза. Встреча Есенина и Дункан произошла у художника Якулова. В этом же 1921 году они регистрируют брак и едут путешествовать по Европе.

Почти полгода пробыл Есенин за границей, вдали от родины мало писал, огромна была тоска по России. Осенью 1923 года распадается брак с Дункан, и Есенин возвращается на родину. По возвращении пишет цикл стихов "Москва кабацкая". Правда, первые стихи этого цикла написаны еще за границей.

Вот как вспоминал поэт А.Кусиков: "Были у Горького. Сережа читал. Горький плакал. А вскоре, после долгих бесед в ночи, под гитару мою, писал "Москву кабацкую".

Пой же, пой. На проклятой гитаре

Пальцы пляшут твои полукруг.

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг!

В период душевного разлада из-под пера поэта появлялись самые нежные стихи»: посвященные матери. А в интимной лирике все чаще звучат злые, даже порой пошловаты нотки. Как, например, в стихотворении "Сыпь, гармоника. Скука . Скука…» (1922)

(Ученик читает стихотворение "Сыпь, гармоника .") В 1923 году появляется стихотворение "Я усталым таким не был ."

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну,

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину .

– Ребята, как вы думаете, что же являлось причиной или, может быть, причинами такого настроения поэта?

(Пагубное влияние на Есенина оказал литературный клуб имажинистов, находившийся в кафе "Стойло Пегаса". Здесь проходили диспуты и поэтические вечера. Но репутация «Стойла» была скандальной; возможность присутствия на вечерах влекла сюда совершенно случайную публику. Есенин втянулся в повседневную жизнь клуба, участвовал в "дружеских" попойках, хотя не прикасался к спиртному и не любил пьяных компаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прием наделения поэтической, словесной формы иконической функиией
Текст у Бродского не просто описывает предметы, но иногда их изображает, подобно искусствам, построенным на иконических знаках, — таким, как живопись или кинематограф. Такая установка присуща многим поэтическим системам (например, барокко) и не является отличительным признаком именно поэтики Бродского81. Но у Бродского она выражена дово ...

Исторические песни
1. ЩЕЛКАН ДЮДЕНТЕВИЧ А и деялося в Орде, передеялось в большой. На стуле золоте, на рытом бархате, на черевчатой камке Сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович. Суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает По бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам. Шурьев царь дарил, Азвяк Таврулович, городами стольн ...

Особенности постмодернистской прозы Виктора Пелевина
Виктор Пелевин давно стал культовой фигурой в современной литературе. Он один из немногих, кто достаточно успешно публикуется за рубежом и имеет определенный круг читателей. На сегодняшний день Пелевин – обладатель Малой Букеровской премии 1992 года за сборник рассказов «Синий фонарь», автор таких бестселлеров, как «Омон Ра», «Священная ...