Приступая к изучению лирической поэзии, надо помнить, что лирика вводит учащихся в самую сложную сферу жизни, в мир личных, иногда интимных чувств, настроений и переживаний взрослых людей. Эта область жизни, несомненно, влечет к себе учащихся IX—XI классов, но в ней много для них еще непонятного, неведомого, их личный опыт в этом очень мал, и поэтому без подготовки, без соответствующих разъяснений они не могут правильно и достаточно эмоционально прочесть такие произведения, как «К***» Пушкина или «Дума» Лермонтова. При неподготовленном чтении часто допускаются ошибки, которые учителю необходимо исправить, прерывая чтение. Это, несомненно, будет разрушать первое впечатление от произведения и мешать возникновению у учащихся интереса и эмоционального отношения к лучшим образцам художественной лирики. Все это подтверждает, что первый раз лирическое произведение в классе надо читать учителю. Очень важно при чтении лирического произведения найти общий тон, выражающий наше личное отношение к читаемому. Учитель словесности должен уметь читать выразительно, это его непременное качество. Но не следует стремиться к актерскому исполнению, ибо это не только невозможно для каждого учителя, но и не нужно в школе. «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов—все это постоянный пример для учащихся. И поэтому педагог должен говорить громко (но не крикливо), ясно и четко (но живо), эмоционально. Такое чтение поможет ученикам усвоить основные мысли произведения, воспринять выраженные чувства и настроения, уловить дыхание и пафос поэзии. Разумеется, нельзя прерывать первичное чтение замечаниями и комментариями. Все необходимые для понимания содержания объяснения непонятных слов надо дать перед чтением, а более глубокий разбор произведения допустим только после того, как оно полностью станет известно учащимся. Для некоторых лирических произведений эмоционально-эстетическое чтение является почти единственно возможным методом донесения их до учащихся. К такому роду произведений нужно, прежде всего, отнести стихи, выражающие глубоко интимные чувства, такие, как «Я вас любил» Пушкина, «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока или «Шагане, ты моя, Шагане» Есенина. Признавая чтение лирического произведения важнейшим этапом в школьном изучении лирики, приходится решительно сказать, что одного чтения, каким бы эффективным оно ни было, совершенно недостаточно для того, чтобы увлечь учащихся лучшей, высокой поэзией, которая составляет славу нашей литературы, и научить их чувствовать прекрасное в лирических произведениях. Правильно и интересно проведенный разбор, беседа учителя лирического произведения не только не заслуживает и не разрушает впечатлений, вынесенных учащимися из чтения, но наоборот, углубляет понимание прочитанного, воспитывает навыки вдумчивого и сознательного отношения к тексту, приучает чувствовать художественную форму и любить поэтический язык — словом, помогает учащимся глубже проникнуть в лирическое произведение. В школьном анализе мы обращаем внимание лишь на те стороны произведения, которые выступают особенно ярко, отчетливо и которые помогут более глубоко проникнуть в его содержание. В одном случае мы подойдем к раскрытию основных мыслей поэта через анализ композиции, в другом, может быть, через выяснение жанра, в третьем — через анализ поэтической речи. Часто анализ лирического произведения в классе ведется в форме беседы. Проведенная учителем беседа создает дружественную откровенную атмосферу, сближает учащихся между собой и с учителем, располагает к выражению личных взглядов, своих чувств — благодаря этому беседа больше других методов анализа соответствует характеру лирического произведения. Беседа ведется по заранее подготовленным, продуманным вопросам, цель которых помочь учащимся понять произведение в единстве его художественной формы и содержания. Поэтому вести разбор лирического произведения надо с равным вниманием к тому, что выражено в произведении и как выражено. Древнерусское житие. Литературные особенности житийного жанра Истоки. Первые испытания Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников" |
Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 2
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений