Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 2
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений

Приступая к изучению лирической поэзии, надо помнить, что лирика вводит учащихся в самую сложную сферу жизни, в мир личных, иногда интимных чувств, настроений и пережи­ваний взрослых людей. Эта область жизни, несомненно, влечет к себе учащихся IX—XI классов, но в ней много для них еще непонятного, неведомого, их личный опыт в этом очень мал, и поэтому без подготовки, без соответствующих разъяснений они не могут правильно и достаточно эмоционально прочесть такие произведения, как «К***» Пушкина или «Дума» Лермон­това. При неподготовленном чтении часто допускаются ошибки, которые учителю необходимо исправить, прерывая чтение. Это, несомненно, будет разрушать первое впечатление от произведе­ния и мешать возникновению у учащихся интереса и эмоцио­нального отношения к лучшим образцам художественной ли­рики.

Все это подтверждает, что первый раз лирическое произве­дение в классе надо читать учителю.

Очень важно при чтении лирического произведения найти общий тон, выражающий наше личное отношение к читаемому. Учитель словесности должен уметь читать выразительно, это его непременное качество. Но не следует стремиться к актер­скому исполнению, ибо это не только невозможно для каждого учителя, но и не нужно в школе. «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов—все это постоянный пример для учащихся. И поэтому педагог дол­жен говорить громко (но не крикливо), ясно и четко (но живо), эмоционально.

Такое чтение поможет ученикам усвоить основные мысли произведения, воспринять выраженные чув­ства и настроения, уловить дыхание и пафос поэзии. Разумеется, нельзя прерывать первичное чтение замечаниями и комментариями. Все необходимые для понимания содержания объяснения непонятных слов надо дать перед чтением, а более глубокий разбор произведения допустим только после того, как оно полностью станет известно учащимся.

Для некоторых лирических произведений эмоционально-эстетическое чтение является почти единственно возможным методом донесения их до учащихся. К такому роду произведе­ний нужно, прежде всего, отнести стихи, выражающие глубоко интимные чувства, такие, как «Я вас любил» Пушкина, «О доб­лестях, о подвигах, о славе» Блока или «Шагане, ты моя, Шагане» Есенина.

Признавая чтение лирического произведения важнейшим этапом в школьном изучении лирики, приходится решительно сказать, что одного чтения, каким бы эффективным оно ни было, совершенно недостаточно для того, чтобы увлечь учащихся лучшей, высокой поэзией, которая составляет славу нашей литературы, и научить их чувствовать прекрасное в лирических произведениях.

Правильно и интересно проведенный разбор, беседа учителя лирического произведения не только не заслужи­вает и не разрушает впечатлений, вынесенных учащимися из чтения, но наоборот, углубляет понимание прочитанного, воспитывает навыки вдумчивого и сознательного отношения к тек­сту, приучает чувствовать художественную форму и любить поэтический язык — словом, помогает учащимся глубже про­никнуть в лирическое произведение.

В школьном анализе мы обращаем внимание лишь на те стороны произведения, которые выступают особенно ярко, от­четливо и которые помогут более глубоко проникнуть в его содержание. В одном случае мы подойдем к раскрытию основ­ных мыслей поэта через анализ композиции, в другом, может быть, через выяснение жанра, в третьем — через анализ поэти­ческой речи.

Часто анализ лирического произведения в классе ведется в форме беседы.

Проведенная учителем беседа создает дружественную от­кровенную атмосферу, сближает учащихся между собой и с учителем, располагает к выражению личных взглядов, своих чувств — благодаря этому беседа больше других методов ана­лиза соответствует характеру лирического произведения.

Беседа ведется по заранее подготовленным, продуманным вопросам, цель которых помочь учащимся понять произведение в единстве его художественной формы и содержания. Поэтому вести разбор лирического произведения надо с равным внима­нием к тому, что выражено в произведении и как выражено.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Сведенборг
В 1745 г. в культурном мире Европы произошло необычайное событие: некий уважаемый и всеми признанный ученый, занимавшийся математикой, астрономией, механикой, горным делом, т.е. самыми серьезными, точными, материалистическими, сказали бы мы, науками, удостоившийся звания почетного члена Петербургской Академии наук, - объявил себя . &quo ...

Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
"Поэмы занимают в творчестве Лермонтова не меньшее по сравнению с лирикой место. Всего Лермонтовым было написано 30 поэм. Некоторые из них не окончены, мотивы других переселились в новые произведения. Наиболее интенсивно разработка жанра поэмы осуществлялась в раннем творчестве, но подлинные удачи пришли к Лермонтову позднее. <… ...

Прощание с каторжниками.
23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. 15 февраля того же года писатель навсегда покинул Омский острог. Рано утром до выхода арестантов на работу он обошёл казармы и в полусумраке рассвета простился со своими клеймеными товарищами. Вместе с ним покидал тюрьму и С.Ф. Дуров, вошедший в острог молодым и бодрым ...