Детская литература в XVIII в
Страница 1

Древнерусская литература для детей явилась почвой для детской литературы последующих эпох. Ее достижения были развиты в первую очередь в XVIII веке, в истории которого отчетливо выделяются три периода: 1) первая четверть столетия; 2) середина века (с 1726 по 1768г.г.); 3) последняя треть века.

Первый период совпадает с царствованием Петра Великого, эпохой глубоких реформ но всех областях экономической, политической и культурной жизни. Для грандиозных преобразований нужны были образованные и творчески мыслящие люди, способные перенимать передовой опыт, привести в движение внутренние силы страны: наладить производство, строить города, корабли, вооружать армию, осваивать пустовавшие земли. Решение этих задач сопровождалось развитием просвещения, науки и культуры, в том числе и детской литературы.

Новые задачи, вставшие перед просвещением, привели к поискам более ускоренных приемов обучения грамоте. В начале XVIII века были открыты общеобразовательные и специальные государственные школы. Для удовлетворения нужд учащихся необходимы были новые педагоги и учебные пособия. Одним из таких учителей был преподаватель Леонтий Магницкий, написавший превосходный по тому времени учебник.

Значительным событием в истории детской литературы стало изданное в 1717г. «Юности честное зерцало», представляющее собой свод правил при дворе, вводимых царем-реформатором. Книга была составлена по указанию Петра I коллективом близких ему людей, возглавляемым Гаврилой Бужинским. По своему построению это типичная детская книга. В ней размещались материалы, взятые из скорописных азбук, характерных для XVII века, куда входили алфавит, слоги и учительные прописи. Собственно «Юности честное зерцало» делится на две части: сведениям о придворном этикете и правилам для юношества, и законам «девичей чести и добродетелям». Задача книги — подготовить ловких, проворных, умных и хорошо воспитанных придворных, способных угождать царю и его приближенным. Основная идея книги: судьба молодого человека зависит не от происхождения, а от его личных заслуг. Книга носила сословный и религиозный характер. В ней подчеркивалось привилегированное положение дворянства, хотя довольно резко критиковались и его пороки.

В «Юности честном зерцале» откровенно, без прикрас рисовались придворные нравы того времени. Так, молодому отроку, взятому на придворную службу, без стеснения давался совет настойчиво добиваться своих корыстных целей, ни с кем не откровенничать, не раскрывать своих намерений и целей. Кодекс девичьей чести состоял из 20 добродетелей, среди которых особенно выделялись религиозность, терпение, кротость, услужливость, бережливость, молчаливость, трудолюбие. Книга не отличается строгим планом, стилевым единством. Это первая печатная книга для детей и юношества, написанная на живом русском языке, украшенная пословицами, поговорками, меткими выражениями.

Ярким детским писателем этого периода развития детской литературы был Феофан Прокопович. Он был также публицистом, общественным деятелем, активным сторонником Петровских реформ. Заботясь о развитии просвещения, Феофан открыл в своем доме школу для детей-сирот. Наиболее способных направлял для продолжения образования в Академию наук и за границу. По личной просьбе Петра I Ф.Прокопович написал две детские книги: «Краткую русскую историю» и «Первое учение отрокам» (первое издание—1721г.). В большом предисловии к книге «Первое учение отрокам» изложил свои педагогические взгляды. Он утверждал, что все в человеке закладывается с детства. Дети, по мнению Феофана, должны любить книги. В связи с этим, книги, написанные детям, должны быть им доступны.

Страницы: 1 2 3


Лесков
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить… Ф.И. Тютчев Он жил, всем сердцем своим стремясь «служить родине словом правды и истины», искать лишь «правды в жизни», давая всякой картине, говоря его словами, «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, эт ...

Начало писательской карьеры
Период литературного ученичества был долгим и - трудным, длился почти десять лет. Молодой Бальзак попытался обрести необходимую для его занятий материальную независимость, купив на взятые взаймы средства типографию, но не сладил с конкурентами и вынужден был продать свое дело. Всю жизнь потом он нес тяжкое бремя долговых обязательств и ...

Парадоксы Игры в романах И.Во 20-30-х годов
Архетипы Игры в ранних романах Ивлина Во, на первый взгляд соответствует карнавальной игре, в основе которой лежит установка переворачивания всех отношений, установка инверсии. Стихия Игры в романах “Упадок и разрушение”, “Мерзкая плоть”, “Черная напасть”, “Пригоршня праха”, ”Сенсация” введена в рамки подлинно комической, а не сатиричес ...