Принципы школьного анализа лирических произведений
Страница 4
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Принципы школьного анализа лирических произведений

Важное место в творчестве Есенина занимает тема любви. Обычно он посвящал этой теме отдельные стихотворения. Но среди произведений поэта есть несколько циклов. Назовите их, пожалуйста, используя плакат символического древа истоков поэзии Есенина.

Это "Москва кабацкая", "Любовь хулигана", «Персидские мотивы». Цикл "Любовь хулигана" состоит из семи стихотворений, следующих друг за другом в определенном порядке. Цикл строится на антитезе (учащиеся вспоминают, что такое антитеза, а потом записывают в тетради краткие сведения о цикле стихов «Любовь хулигана": потерянная жизнь – надежды на возрождение; воплощенная идея–спасение в любви). www.todayculture.ru

Чтобы понять глубину чувств лирического героя, увидеть богатство выражения этих чувств, нужно внимательно вчитаться и вслушаться в есенинские строки. Насколько вы будете внимательны, покажет работа, самостоятельно проделанная вами дома.

2.Ребята получают задания по группам.

Задание первой группе. Прочесть стихотворение "Заметался пожар голубой ." и подумать над вопросами: Какие метафорические образы создает поэт? Какой эмоциональный настрой во всём стихотворении? Какими средствами противопоставляются реальность и мечта?

Задание второй группе. Прочесть стихотворение "Ты такая ж простая, как все ." и показать, что оно имеет кольцевое обрамление, а по содержанию – посвящено любви, которая пробуждает творческое вдохновение. Какой видится любимая поэту?

Задание третьей группе. Прочесть стихотворение "Пускай ты выпита другим ." и показать, что здесь развиваются темы осени и прощания с хулиганством. Что вы скажете об отношении лирического героя к женщине, чего он ищет в любви?

Задание четвертой группе. Прочесть стихотворение "Дорогая, сядем рядом ." и подумать, почему оно занимает центральное место в цикле. Какие темы переплетаются в нем? Какая мысль о любви утверждается? Показать кольцевое обрамление

Задание пятой группе. Прочесть стихотворение "Мне грустно на тебя смотреть ." Как в нем нагнетается настроение грусти?

Задание шестой группе. Прочесть стихотворение "Ты прохладой меня не мучай ." и показать, что главная тема здесь – осеннее угасание.

Задание седьмой группе. Прочесть стихотворение "Вечер черные брови насопил" и показать, что поэт сохраняет веру в жизнь и счастье.

В качестве домашнего задания можно также предложить прочитать цикл стихотворений «Персидские мотивы», написать свои размышления о богатстве выражения чувств поэта и выучить наизусть наиболее понравившееся произведение.

– Ребята, вспомните факты биографии Сергея Есенина 1909 – 1912 годов. Что связано с этими годами?

(Учёба в Спас-Клепиковской церковно-приходской школе. Получил «звание учителя грамоты». В клепиковские годы С.Есенин написал много лирических стихотворений. Часть их не дошла до нас. Некоторые, очевидно, поэт переработал, другие уничтожил совсем. Однако ряд стихотворений 1910 – 1912 гг. Есенин опубликовал в 1914 – 1915 гг., как только стал печататься в московских и петроградских журналах.)

В своём стихотворении «Мой путь» Есенин писал:

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печёнок

И сладко думал,

Лишь уединюсь,

Что я на этой

Лучшей из девчонок,

Достигнув возраста, женюсь.

Ещё до отъезда во второклассную школу Сергей Есенин подружился с сестрой своего товарища – Анной Сардановской. Приезжая летом из Спас-Клепиков в родное село, он часто встречался с ней. Возможно, эти встречи и вдохновили поэта на написание стихотворения «Выткался на озере алый свет зари…» (1910) (Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение)

Анне Сардановской Есенин посвятил стихотворение «За горами, за жёлтыми долами…», опубликованное впервые в 1916 году, и стихотворение «Зачем зовёшь…», относящееся к 1911 – 1912гг., а также стихотворение «Сыплет черёмуха снегом…» (1910).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Литература XIX века. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирическое обличение деспотизма власти и долготерпения народа
Среди классиков русского критического реализма XIX в. М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889) занимает место непревзойденного художника слова в области социально-политической сатиры. Этим определяется оригинальность и непреходящее значение его литературного наследия. Революционный демократ, социалист, просветитель по своим идейным убеждениям, ...

Понятие "художественный метод" в литературе
Метод художественный (творческий метод) (от греч. methodos - путь исследования), категория марксистской эстетики, сложившаяся в советском литературоведении и искусствоведении в 20-х гг. и затем неоднократно переосмыслявшаяся. Наиболее употребительные современные определения метода: - "способ отражения действительности", " ...

Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803 – 1873гг.) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широко читающей публики, но и среди литераторов-совреме ...