- Летописание. «Повесть временных лет», ее источники, история создания и
редакции
- Отражение в «ПВЛ» общенародных интересов. Включение в летопись различных
жанров. Фольклор в летописи
- «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Отражение в «Слове о
законе и благодати» культурного расцвета и политического значения
древнерусского государства
- Агиоаграфия. «Сказание о Борисе и Глебе» (князья-мученики)
- Литературная деятельность Аввакума. «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное». Новаторство и реализм произведения
- Церковная реформа 17в. Раскол
- «Повесть о бражнике» (сатира)
- «Повесть о Фроле Скобееве»
- Изменение канонов житийного жанра в литературе 16 в. «Повесть об Улиании
Осорьиной»
- «Поучение Владимира Мономаха». Отражение политические и этических взглядов
автора в произведении
- «Повесть о Савве Грудцыне». Проблема воспитания молодого поколения. Тема
двойничества
- «Повесть о Петре и деве Февронии» (муромский князь и дочь бортника). Связь
с устным народным творчеством
- «Житие Феодосия Печерского» как образец ранней отечественной агиографии
- Жанр хождение в древнерусской литературе. «Хождение игумена Даниила в
святую землю». Широта интересов Даниила, патриотизм
- Апокрифы. «Хождение Богородицы по мукам»
- «Повесть о Шемякином суде»
- «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Личность путешественника в
памятнике
- «Плетение словес» Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского»
- Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского»
- «Слово о полку Игореве». История открытия и опубликования. Идея, жанр,
автор «Слова»
- Образы князей, природа, образ Ярославны в «Слове». Связь с устным народным
творчеством
- Тема общенародного единства и героизма в «Повести о битве на р.Калке»
- «Повесть о Карпе Сутулове»
- «Смутное время». Развитие различных литературных жанров в данный период
- «Киево-Печерский патерик»
- «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237 относится эта история). Связь с
устным народным творчеством. Прославление героизма и осуждение княжеских разногласий
- «Сказание о Мамаевом побоище». (Написано после «Задонщины»). Отражение идеи
централизованного государства
- «Задонщина». Связь со «Словом о полку Игореве»
- «Житие князя Александра Невского». Портрет князя
- «Послание Василию Грязному». Новаторство в языке и стиле произведений Ивана
4 (Грозного)
- «Повесть о Горе-Злосчастии». Обобщенный образ героя. Связь с фольклором
- Бытовые и беллетристические повести конца 17 в. Новый герой в повестях
- Сатира 17 в. Социальная направленность повестей. Обличение судопроизводства
(Повесть о Ерше Ершевиче), духовенства (Калязинская челобитная)
- «Слово Даниила Заточника». Две редакции памятника. Отношение Даниила к
современной ему действительности. Пословицы и афоризмы в произведении
- Тема общенародного единства и героизма в «Повести о битве на р.Калке»
- Публицистическое послание Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь
- «Повесть о смерти и погребении князя Михаила Скопина-Шуйского», ее близость
к народной исторической песне
- Характеристика публицистики 16 века
- «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Патриотизма и
героизм донских казаков. Историзм повести
- «Калязинская челобитная»
- Повесть о Ерше Ершовиче»
Различные названия русалок
Кроме слова «русалка», существуют также и другие названия русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста.
Слово купалка употребительно в белорусских купальских песнях. Купалка - девица, которую из своей среды избирают девицы же, участницы купальных забав, первенствующею или царицею плясок, бываемых ...
Пространственные характеристики героев ранних рассказов
М.Горького. Художественное пространство как категория
Проблема анализа, интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного преподавания литературы. Поиски новых, наиболее эффективных методов изучения литературы, проникновения в мир художественных явлений, путей и приемов анализа художественного произведения всегда являлись важной составляющей методическ ...
Трансформация демонических мотивов в иронических поэмах «Сашка» и «Сказка
для детей».
«Расставание» с Демоном было трудным. В каждом новом романтическом произведении Лермонтова он вновь и вновь заявлял о себе – столь глубок был философско-символический образ, созданный писателем. Замыслы, связанные с реализацией этой темы продолжали возникать вплоть до 1841г. Но все же основными манифестами, заявляющими о переосмыслении ...