«Смутное время». Развитие различных литературных жанров в данный период
Информация о литературе » Древнерусская литература » «Смутное время». Развитие различных литературных жанров в данный период

Начало 17 в. в истории Руси ознаменовались бурными историческими событиями («Смута», тяжелое положение крестьянства, экономический кризис) – первая Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова и борьба русского народа с интервенцией польских и шведских феодалов. Со смертью царя Федора Иоанновича династия Ивана Калиты прекращает свое существование (наследник престола царевич Дмитрий убит). Восшедший на престол Борис Годунов продолжает политику Грозного по отношению к служилому дворянству и боярству. Это вызвало резкую боярскую оппозицию, получившую поддержку польских магнатов, выдвинувших своего претендента на московский престол Лжедмитрия. После смерти Годунова Лжедмитрию удалось занять Москву, но долго не удалось удержать власть, он был свергнут народов, на престол посадили Василия Шуйского, который и начал принимать решительные меры для подавления народного восстания.

Литература приобретает исключительно злободневный публицистический характер, откликаясь на запросы времени, отражая интересы различных социальных групп, участвующих в борьбе. Именно в произведениях, повествующих о событиях Смуты, происходит открытие человеческого характера во всей его сложности, противоречивости и изменчивости.

К традиционным чертам литературы эпохи Смуты следует отнести идейную направленность, тематику, проблематику, жанровые характеристики и большую часть стилистических черт произведений этого времени. Общество, унаследовав от предшествующего века горячую веру в силу слова, в силу убеждения, стремится в литературных произведениях пропагандировать определенные идеи, добиваясь конкретных действенных целей.

Произведения о Смуте могут быть разделены на две группы. К первой относятся тексты, которые возникли до избрания на престол Михаила Романова. Они представляют собой непосредственный отклик на события. Их основная цель может быть определена как агитационная, в связи с чем, сами произведения могут быть включены в группу публицистических. Во вторую группу входят тексты, написанные уже по окончании самого Смутного времени и представляющие собой попытку исторического осмысления происшедшего

Повести Смутного времени:

«Повесть 1606 года»- посвящена интересам правящих боярских верхов. Активно поддерживает политику боярского царя В.Шуйского, пытается представить его всенародным избранником, подчеркивая единение Шуйского с народом.

«Новая повесть о преславном Российском царстве»

(конец 1610-начало 1611гг) – написана, когда Москва была занята польскими войсками - своеобразный публицистический манифест, призванный поднять дух народа, пробудить патриотические чувства и вдохновить на борьбу. В тяжелых условиях, когда многие богатые, знатные и властные люди предали Русь и поддерживают поляков, автор обращается ко "всяких чинов людям, звала их к активным действиям против захватчиков, призывает москвичей к вооруженной борьбе с захватчиками. Антибоярское настроение.

«Плач о пленении и конечном разорении Московского государства»

- в 1612 г поляки сожгли Москву, автор говорит, что власть виновата в том, что происходило, он пытается выяснить причины, которые привели к падению России. Это произведение не зовет к борьбе, а лишь скорбит, убеждает искать утешения в молитве и уповании на помощь божию.


Хроники
Шекспир начал с хроник — пьес о событиях национальной истории, закон которой обозначен им словом Время. Основные шекспировские хроники образуют два цикла по четыре пьесы (тетралогии). Первая — «Генрих VI» (три части) и «Ричард III». Вторая — «Ричард II» (1595), «Генрих IV» (две части; 1596-1598) и «Генрих V» (1599). В первой тетралогии ...

Начало служебной деятельности после окончания инженерного училища.
12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе. Неприветливо встречает его николаевская действительность. Увлечённый своими творческими замыслами он закончил училище далеко не первым. Его не назначают на службу для больших военно-оборонительных работ в одну из первоклассных крепостей государства. ...

Детские годы
Он не имел ни брата, ни сестры, И тайных мук его никто не ведал. До времени отвыкнув от игры, Он жадному сомненью сердце предал И, презрев детства милые дары, Он начал думать, строить мир воздушный, И в нём терялся мыслию послушной. М.Ю. Лермонтов «Сашка» Вскоре после победного окончания Отечественной войны, летом 1814 г ...