«Смутное время». Развитие различных литературных жанров в данный период
Информация о литературе » Древнерусская литература » «Смутное время». Развитие различных литературных жанров в данный период

Начало 17 в. в истории Руси ознаменовались бурными историческими событиями («Смута», тяжелое положение крестьянства, экономический кризис) – первая Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова и борьба русского народа с интервенцией польских и шведских феодалов. Со смертью царя Федора Иоанновича династия Ивана Калиты прекращает свое существование (наследник престола царевич Дмитрий убит). Восшедший на престол Борис Годунов продолжает политику Грозного по отношению к служилому дворянству и боярству. Это вызвало резкую боярскую оппозицию, получившую поддержку польских магнатов, выдвинувших своего претендента на московский престол Лжедмитрия. После смерти Годунова Лжедмитрию удалось занять Москву, но долго не удалось удержать власть, он был свергнут народов, на престол посадили Василия Шуйского, который и начал принимать решительные меры для подавления народного восстания.

Литература приобретает исключительно злободневный публицистический характер, откликаясь на запросы времени, отражая интересы различных социальных групп, участвующих в борьбе. Именно в произведениях, повествующих о событиях Смуты, происходит открытие человеческого характера во всей его сложности, противоречивости и изменчивости.

К традиционным чертам литературы эпохи Смуты следует отнести идейную направленность, тематику, проблематику, жанровые характеристики и большую часть стилистических черт произведений этого времени. Общество, унаследовав от предшествующего века горячую веру в силу слова, в силу убеждения, стремится в литературных произведениях пропагандировать определенные идеи, добиваясь конкретных действенных целей.

Произведения о Смуте могут быть разделены на две группы. К первой относятся тексты, которые возникли до избрания на престол Михаила Романова. Они представляют собой непосредственный отклик на события. Их основная цель может быть определена как агитационная, в связи с чем, сами произведения могут быть включены в группу публицистических. Во вторую группу входят тексты, написанные уже по окончании самого Смутного времени и представляющие собой попытку исторического осмысления происшедшего

Повести Смутного времени:

«Повесть 1606 года»- посвящена интересам правящих боярских верхов. Активно поддерживает политику боярского царя В.Шуйского, пытается представить его всенародным избранником, подчеркивая единение Шуйского с народом.

«Новая повесть о преславном Российском царстве»

(конец 1610-начало 1611гг) – написана, когда Москва была занята польскими войсками - своеобразный публицистический манифест, призванный поднять дух народа, пробудить патриотические чувства и вдохновить на борьбу. В тяжелых условиях, когда многие богатые, знатные и властные люди предали Русь и поддерживают поляков, автор обращается ко "всяких чинов людям, звала их к активным действиям против захватчиков, призывает москвичей к вооруженной борьбе с захватчиками. Антибоярское настроение.

«Плач о пленении и конечном разорении Московского государства»

- в 1612 г поляки сожгли Москву, автор говорит, что власть виновата в том, что происходило, он пытается выяснить причины, которые привели к падению России. Это произведение не зовет к борьбе, а лишь скорбит, убеждает искать утешения в молитве и уповании на помощь божию.


Церковнославянский язык на Руси
Вся переводная литература древней Болгарии с книгами св. Писания во главе, а вместе с нею и небольшая оригинальная болгарская литература по мере распространения в России христианства перешла в Россию и здесь сделалась русскою. Одна папская булла упоминает о славянском богослужении в России во времена Ольги; следовательно, некоторые церк ...

Фразеологические единицы, их основные признаки.
Фразеология (от греч. Phrasis – оборот речи, Logos – учение) представляет собой особый раздел лингвистики, в котором изучаются семантические, морфо-лого-синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов. Фразеологизм – это воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных или подчинительных словосочетаний (н ...

Видение роли государства Чернышевским, изложенное в романе «Что делать?»
Роман Чернышевского «Что делать?» повествует о жизни и убеждениях двух молодых супружеских пар. Сначала мы видим любовный треугольник: юная Вера Павловна, дочь управляющего домом выходит замуж за студента-медика – Дмитрия Сергеевича Лопухова, но после влюбляется в его друга Александра Матвеевича Кирсанова. Брак Лопуховых не похож на все ...