Сатира 17 в. Социальная направленность повестей. Обличение судопроизводства (Повесть о Ерше Ершевиче), духовенства (Калязинская челобитная)
Информация о литературе » Древнерусская литература » Сатира 17 в. Социальная направленность повестей. Обличение судопроизводства (Повесть о Ерше Ершевиче), духовенства (Калязинская челобитная)

В 17 в. появился целый слой независимых от официальной письменности произведений, за которыми в литературоведении закреплен термин «демократическая сатира» («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная» и др.). Эти произведения написаны и прозой, часто ритмизованной. Они тесно связаны с фольклором и по своей художественной специфике, и по способу бытования. Памятники в основном анонимны. Их тексты подвижны, вариативны, т. е. имеют много вариантов. Их сюжеты известны большей частью как в письменности, так и в устной традиции

«Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского

» - 25 лет, прославился в борьбе с Лжедмитрием. Повесть, посвященная трагической гибели храброго полководца. Князь внезапно скончался после пира у князя Воротынского, а причиной смерти в народе считали яд, который дала ему жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского Мария. В смерти Скопина-Шуйского народ обвинял бояр, завидовавших его славе.

«Сказание Авраамия Палицына»

- состоит из 3 частей – одно из популярнейших произведений о «Смуте». П. выдает себя за безупречного патриота, но известно, что он был в сношении с поляками и порой действовал в их интересах из-за личных корыстных мотивов.

1 ч – смерть И.Грозного и установление власти М.Шуйского

2 ч – описание осады Троице-Сергиева монастыря (16 месяцев. Изображает быт осажденного монастыря: теснота, нехватка дров, описание эпидемии цинги)

3 ч – рассказ о последних днях пребывания у власти М.Шуйского

Концовка – становление у власти Романовых и заключение союза с Польшей.


Индустриальный роман.
Н.Ляшко. «Доменная печь», Ф.Гладков. «Цемент» открывают список производственной прозы, которая, продолжая государственную «службу» революционно-романтической прозы, обращается к более актуальным в середине 20-х годов вопросам: вопросам восстановления промышленности, вопросам строительства и воспитания нового типа личности, новой семьи. ...

Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)— сатирик мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, п ...

Культура итальянского Возрождения:
Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев. Возрожденческая культура охват ...