Ужель тебе ещё не тяжело Клясть этот мир, как гибельную небыль, Клясть эту плоть как гибельное зло, И хмуро отворачиваться к небу? …Коснись: как эти губы горячи И как нежно возлюбленное тело». Но дальше мы видим, что лирический герой не уступает соблазну, считая, однако, это не проявлением послушания Богу, а сотворением зла, служением сумраку, и, в конечном итоге, смерти: …Возлюбленной ты скажешь: Отойди! – Она уйдёт, но кто не отгадает, Что сердца нет в пустой твоей груди, Что пепел в нём могильный дотлевает? …Что сумрака ты данник, а не света, Что юноша, ты страшен как старик, Уже не раз дышавший пеной Леты? /5,c.33/ Здесь так же высказывается мысль о том, что монашеский аскетизм вовсе не представляется правильным, дарованным Богом заветом. Однако, в следующем стихотворении «У порога» лирический герой окончательно утверждается в своём стремлении – стать монахом. Он отрекается от поэзии (Лирный мотив забыт…) и называет монастырь домом, - единственным приютом, где сердце ещё может отдохнуть от мирских страстей и страданий. Лирный напев забыт – Ныне на зов иной Сердце твоё спешит: Сердцу пора домой… Ты говоришь: «Нигде В мире не отдохну, Только в святом труде, В том восковом плену. В пятом катрене данного стихотворения мы снова встречаем указание на предопределённость выбора лирического героя, снова возникает мотив рока, судьбы. В шестом катрене эта мысль уже высказывается напрямую. В годы, когда я пел И ликовал в грехах, Там обо мне скорбел В келье своей монах. И когда по меже Худшего зла я шел, Ждали меня уже В улье печальных пчёл…» /5,c.35/ В следующем стихотворении ««Наставление» (1936) мы видим, что лирический герой уже окончательно принимает монашество, и мотив отречения от мира развивается уже в виде наставления «посвященных» (наша торжественная стая дружно помолится за тебя) «мальчику с душой целомудренной и простой». Черные, мы побеждаем время, Смиренные, вечность узрим мы, Мальчик, расстанься ж с ними,- с теми, Кто посещает тебя из тьмы. С торной дороги без размышления Прочь - и узкой взыщи межи, Затем, что любовь - начало тления, И голос плоти - голос лжи. ………………………………………… Так от земной во имя небесной Любви мы станем тебя беречь В этой лазурности бестелесной, С детской не мужественностью плеч. /5,c.37/ Из стихотворения видно, что даже помыслы о плотской любви (помолишься женщине о любви) представляются греховными и опасными (Горе тебе тогда! вовеки будет огонь и только огонь), чреватыми падением духовным. Телесный мир представляется миром тьмы, в котором прибывают «соблазны черные». Этому миру по контрасту противостоит мир «лазурности без телесной», мир идеальный и наполненный светом. Дуализм миропонимания, тонкое чувство двух, борющихся друг с другом начал достаточно ярко отражены в стихотворении "Две руки" (1937), где противопоставляются правая и левая рука, символизирующие позитивное и негативное начала в человеке. Твоя десница - мудрая рука – Любимых книг еще не разлюбила И так же правит сердцем музы милой Торжественна, надменна и легка. Она еще в объятьи не слабеет, Она еще любовью не сыта, И осязаемая красота Ее томить и радовать умеет. А для пожатий дружеских она По-старому надежна и верна. /5,c.46/ Перелешин, оставаясь верным стремлению к строгости формы, строит это стихотворение по зеркальному принципу: первая часть - два четверостишия и одно двустишие и вторая часть (в которой левая рука - источник соблазна, "враг, что мстит исподтишка", захлопывающий переплеты, "хранилища великолепной лжи") аналогична первой по строфике. «За то, что девочкой неловкой предстала ты мне на
пути моём». Зинаида Николаевна Райх Местообитания русалок Россия в «Окаянные дни» |
Конфликт тела и души как отличительная. особенность
лирики Валерия Перелешина
Страница 3
Информация о литературе » Конфликт телесного и духовного в лирике раннего Перелешина » Конфликт тела и души как отличительная. особенность
лирики Валерия Перелешина