Конфликт тела и души как отличительная. особенность лирики Валерия Перелешина
Страница 6
Информация о литературе » Конфликт телесного и духовного в лирике раннего Перелешина » Конфликт тела и души как отличительная. особенность лирики Валерия Перелешина

Свободы жалкий призрак возлюбя.

Но хор монахов приглушённо-шумен

Уже тебя заметил, и спешит

Тебе навстречу тихий твой игумен.

И вот ты снова в добрый улей влит;

Но ты молчишь, смущенный и суровый,

И только взор незрячий говорит

О том, что ты созрел для жизни новой.

/5,c.51/

Итак, мы подошли к тому моменту, где лирический герой осознаёт себя готовым для новой жизни, но связь с прошлым тяготит его. Дух уже не гнетут придуманные людьми законы, но тело всё ещё находится здесь, под их властью. Очень трудно взять и изменить всё в один момент.

Об этом стихотворение «Отчаяние».

…Всё ж даже ангелы – таков рассказ

Сходили и, нарушив волю Божью,

Учили женщин волшебству прикрас

И тайному владычеству над ложью.

Вот так же все мы первенцам Твоим

Подобны, Господи, в измене долгу, -

Ах, нашим, нашим ли крылам смешным

В стране заоблачной гостить подолгу!

………………………………

Я вышел, чтоб других предостеречь,

И первым впал в губительные сети

Лирический герой здесь напрямую заявляет о том, что он старался, словно ангел, служить Богу, спасать людей, наставлять их на путь истинный, укреплять их и свой дух, но сам же первым и пленился этим миром. Наиболее ярко это выражено в последнем катрене данного стихотворения:

Так легче ветреных эфемерид

Мы гибнем по рассеянности просто.

К чему ж учиться не хранить обид

И ждать от духа мужества и роста?

/5,c.60/

Лирический герой задаётся вопросом: «Почему если человек сотворён таким каков он есть, со всеми его желаниями, страстями, чувствами и переживаниями, он должен учиться не хранить обиды, прощать злейших врагов и «ждать от духа мужеств и роста».

Вот высшая точка конфликта Земного и Небесного, тела и духа, лирического героя Перелешина. Но на этом конфликт не исчерпывается. Эти же мотивы продолжают звучать и в более поздних произведениях Перелешина, и, я бы даже сказал, оставались для него актуальными на всём протяжении жизни и творчества.

Единственным неизменным спутником, лирического героя остаётся муза, и он придаётся размышлениям о том, откуда же взялось всё то, что так привлекает его в этом мире земном, заставляя отказаться от строгого мира небес. Он задаётся вопросами: откуда взялась любовь, поэзия, ложь…

«Осенью»

…Вот как всё было в древние года:

Мир населяли дети – исполины,

Земля ж была – как нежная звезда

В своей бесхитростности голубиной.

Никто не думал что - у ней внутри,

И что вверху, и что над ней, в надире,

И почему за ночью – свет зари:

Всё было проще в первозданном мире.

…………………………………………

Таков был мир, когда не знали слов

Для нежности, для грусти об обманах,

Для томных глаз и ускользнувших снов,

Для призраков и радостей нежданных.

Когда ж Денница с неба пал, тогда

Явилась Ложь. А если верить басне,

То Божье семя сохранив, вода

Явила миру деву всех прекрасней.

И с той поры томлением страстей

Дикарь влеком по радостным кривизнам.

…………………………………

Быть может, так. Но только с этих пор

Восходят романтические луны,

Любовный бред и весь волшебный вздор,

Который в голове роится юной.

…………………………………

И вот в блаженных звуках, лживых всё же

Уста раскрылись и явилось пенье…

Ах, первому придумавшему ложь,

Поэта позднего благославленье.

/5,c.61/

В этом стихотворении проявляется радикально изменившееся мироощущение Лирического героя. Если раньше он, отрекаясь от поэзии, любви и всех подобных чувств отдавал всего себя служению Высшим истинам, то теперь он всецело посвящает себя поэзии, романтике, любовному бреду, но монах всё ещё живёт в нём, - обратим внимание на заключительные строки, - «Ах, первому придумавшему ложь, поэта позднего благославленье». Получается своего рода Оксиморон, - монах-поэт благославляет Люцифера, сравнивая поэзию с блаженными но лживыми звуками пения. Лирический герой оказывается между двух миров не принятый ни одним из них он как изгнанник ищет утешения то там, то здесь, но нигде его не находит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Демонические традиции
М.Булгаков и И.Гёте – два великих писателя, на вершину славы, которых подняли их не менее великие романы: «Мастер и Маргарита» и «Фауст». Фантастические истории с демоническим уклоном до сих пор трогают сердца людей, а критики находят сходство между двумя демонами: Воландом и Мефистофелем. Изображение дьявола в русской и мировой литера ...

Заключение.
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими Пригоршнями сокровищ его души. А. Н. Толстой. Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответн ...

Предвестники эпохи романтизма
В первых десятилетиях XIX в. в эпоху романтизма спиритуализм усилил свои позиции. Всем известны "пророчества" баронессы Крюднер и ее влияние на русского императора Александра I. У предромантиков был еще один пункт, на котором они все сошлись во взглядах и интересах, - это увлечение готикой (средневековьем). Средневековье было ...