Конфликт тела и души как отличительная. особенность лирики Валерия Перелешина
Страница 6
Информация о литературе » Конфликт телесного и духовного в лирике раннего Перелешина » Конфликт тела и души как отличительная. особенность лирики Валерия Перелешина

Свободы жалкий призрак возлюбя.

Но хор монахов приглушённо-шумен

Уже тебя заметил, и спешит

Тебе навстречу тихий твой игумен.

И вот ты снова в добрый улей влит;

Но ты молчишь, смущенный и суровый,

И только взор незрячий говорит

О том, что ты созрел для жизни новой.

/5,c.51/

Итак, мы подошли к тому моменту, где лирический герой осознаёт себя готовым для новой жизни, но связь с прошлым тяготит его. Дух уже не гнетут придуманные людьми законы, но тело всё ещё находится здесь, под их властью. Очень трудно взять и изменить всё в один момент.

Об этом стихотворение «Отчаяние».

…Всё ж даже ангелы – таков рассказ

Сходили и, нарушив волю Божью,

Учили женщин волшебству прикрас

И тайному владычеству над ложью.

Вот так же все мы первенцам Твоим

Подобны, Господи, в измене долгу, -

Ах, нашим, нашим ли крылам смешным

В стране заоблачной гостить подолгу!

………………………………

Я вышел, чтоб других предостеречь,

И первым впал в губительные сети

Лирический герой здесь напрямую заявляет о том, что он старался, словно ангел, служить Богу, спасать людей, наставлять их на путь истинный, укреплять их и свой дух, но сам же первым и пленился этим миром. Наиболее ярко это выражено в последнем катрене данного стихотворения:

Так легче ветреных эфемерид

Мы гибнем по рассеянности просто.

К чему ж учиться не хранить обид

И ждать от духа мужества и роста?

/5,c.60/

Лирический герой задаётся вопросом: «Почему если человек сотворён таким каков он есть, со всеми его желаниями, страстями, чувствами и переживаниями, он должен учиться не хранить обиды, прощать злейших врагов и «ждать от духа мужеств и роста».

Вот высшая точка конфликта Земного и Небесного, тела и духа, лирического героя Перелешина. Но на этом конфликт не исчерпывается. Эти же мотивы продолжают звучать и в более поздних произведениях Перелешина, и, я бы даже сказал, оставались для него актуальными на всём протяжении жизни и творчества.

Единственным неизменным спутником, лирического героя остаётся муза, и он придаётся размышлениям о том, откуда же взялось всё то, что так привлекает его в этом мире земном, заставляя отказаться от строгого мира небес. Он задаётся вопросами: откуда взялась любовь, поэзия, ложь…

«Осенью»

…Вот как всё было в древние года:

Мир населяли дети – исполины,

Земля ж была – как нежная звезда

В своей бесхитростности голубиной.

Никто не думал что - у ней внутри,

И что вверху, и что над ней, в надире,

И почему за ночью – свет зари:

Всё было проще в первозданном мире.

…………………………………………

Таков был мир, когда не знали слов

Для нежности, для грусти об обманах,

Для томных глаз и ускользнувших снов,

Для призраков и радостей нежданных.

Когда ж Денница с неба пал, тогда

Явилась Ложь. А если верить басне,

То Божье семя сохранив, вода

Явила миру деву всех прекрасней.

И с той поры томлением страстей

Дикарь влеком по радостным кривизнам.

…………………………………

Быть может, так. Но только с этих пор

Восходят романтические луны,

Любовный бред и весь волшебный вздор,

Который в голове роится юной.

…………………………………

И вот в блаженных звуках, лживых всё же

Уста раскрылись и явилось пенье…

Ах, первому придумавшему ложь,

Поэта позднего благославленье.

/5,c.61/

В этом стихотворении проявляется радикально изменившееся мироощущение Лирического героя. Если раньше он, отрекаясь от поэзии, любви и всех подобных чувств отдавал всего себя служению Высшим истинам, то теперь он всецело посвящает себя поэзии, романтике, любовному бреду, но монах всё ещё живёт в нём, - обратим внимание на заключительные строки, - «Ах, первому придумавшему ложь, поэта позднего благославленье». Получается своего рода Оксиморон, - монах-поэт благославляет Люцифера, сравнивая поэзию с блаженными но лживыми звуками пения. Лирический герой оказывается между двух миров не принятый ни одним из них он как изгнанник ищет утешения то там, то здесь, но нигде его не находит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Образы моря и паруса в прозе М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"
Не только лирике М.Ю.Лермонтова были присущи образы моря и паруса. Встречаем мы их и в романах писателя, как неоконченных, юношеских, так и в венце прозаического творчества М.Ю.Лермонтова – романе "Герой нашего времени". В прозе М.Ю.Лермонтова тесно переплелись романтические мотивы и реализм. Образы моря и паруса более тяготе ...

Отражение образа матери М.М. Лермонтовой в лирических произведениях
Мать умерла, когда Михаилу Юрьевичу было 3 года. Поэтому у самого поэта оказавшегося так рано сиротой не могло остаться личных воспоминаний о матери. Тем не менее, существует его дневниковая запись 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы ...

А.К. Толстой
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября (по старому стилю 24 августа) 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. за ...