Конфликт тела и души как отличительная. особенность лирики Валерия Перелешина
Страница 4
Информация о литературе » Конфликт телесного и духовного в лирике раннего Перелешина » Конфликт тела и души как отличительная. особенность лирики Валерия Перелешина

Антитеза идеального (божественного) и обыденного (греховного) обусловлена "приближением" души лирического героя к Богу, точнее, ее движением на пути к нему через соблазны и неверие. В стихотворении "Ночное" (1936), построенном как развернутое обращение к Божеству, звучит тема избранничества и достойности этого пути.

Ты сам же мне поведал, Боже,

Что не для всех Твой путь открыт,

Что все вместить не всякий может,

И лишь могущий да вместит.

Лирический герой, называя себя "неверным рабом", "бессильным телом" и "слабым духом", "приверженным к мудрствованиям ложным", обретший с Божьей помощью ("Ты на него низринул Сам") "мучительную нежность к музам / И к запыленным письменам", стремится обрести покой, мучительно отторгая себя от тех, кто "шумит и пляшет и сонно бредит о любви".

Но нет, затем ли столько знаков

И столько знамений в судьбе

Моей, чтоб ночью, как Иаков

Я воспротивился Тебе?

Лирический герой Перелешина, уподобляется в этом стихотворении Иисусу Христу, - отсюда и название стихотворения, - в ночь, перед распятием Христос молился в Гефсиманском саду, чтобы Бог, если возможно, не допустил этого: «Авва Отче! Всё возможно тебе; пронеси чашу сию мимо меня; но не чего я хочу а чего ты. (Марк 14:36)

Таким же образом построено и стихотворение Перелешина:

Лирический герой, обращаясь к Богу, вначале просит его «не звать к невозможным пределам», позволить жить так же, как «счастливые сверстники его», позволить «изникнуть в любовном жару».

Но в последних двух катренах он принимает волю Бога.

Нет! Стань же эта ночь залогом

И будь свидетелем рассвет

Что блудный сын, боримый Богом

Приемлет ангельский обет.

/5,c.39/

Следующее стихотворение, посвящённое этой же теме, уже не просто рассуждения юноши готовящегося стать монахом, или наставление уже посвящённых братьев, а мысли уже полноценного священнослужителя, успевшего посмотреть и понять этот церковный мир изнутри. Стихотворение так и называется - «Иноку».

Стихотворение, своего рода обращение лирического героя к самому себе: Он убеждает себя в мысли, что не пожалеет о своём выборе, не пожалеет о «мире», который он покинул и что ему не нужны уже ни счастье ни слава:

О, нет, ты не станешь в напрасном

Раскаяньи плакать потом, -

О времени плакать прекрасном,

Об имени плакать мирском;

…………………………………………

И ныне - как жизнь величава! -

К твоим не придут воротам

Ни счастье, ни тусклая слава,

Уже не желанные там.

Однако, в последнем катрене, всё ещё проявляется сомнение в правильности выбранного пути, и искренности тех, кто помог ему встать на этот путь.

Но так же ль запрету послушны

Те губы, что лгать не могли.

Что вежливо и равнодушно

Твой приговор произнесли?

/5,c.44/

Следующее стихотворение «Прощание с музой» развивает тему прозвучавшую в первых строках стихотворения «У порога». Лирический герой прощается с поэзией, с ненаписанными книгами, ради «иного, горнего союза».

…Итак, не плачь, обманутая муза,

Язычница прекрасная моя,

Что для иного, горнего союза

Тебе впервые изменяю я…

…Итак, вздохнём о нерожденной книге

И распростимся у Парнасских чащ,

Чтоб одному носить свои вериги,

Другой же – древний простодушный плащ.

/5,c.45/

Но уже в следующем стихотворении «Отповедь» всё радикально меняется. Лирический герой начинает бунтовать против наложенных на него запретов.

Итак, вам жаль, что я не стал вполне,

Как верный пёс, счастливым в будке тесной,

Откуда вместо неба были б мне

То ласки рук, то голос Ваш чудесный?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Ричардсон (1689–1761)
Ричардсон не готовил себя к поприщу литератора, он никогда не помышлял о литературной славе, и дарование его раскрылось случайно. Сын столяра, он еще мальчиком попал в услужение к типографу и издателю, вырос при нем, затем женился на его дочери и стал сам владельцем печатного предприятия. Случилось так, что надо было издать письмовник. ...

Плутовской роман
К середине XVI века относится формирование одного из основных жанров испанской литературы Возрождения — плутовского романа. Этот жанр был порожден особыми условиями испанской жизни того времени. Распад старых патриархальных связей, разложение сословных отношений, возрастание роли золота и связанных с этим обмана и плутней — вот что выз ...

Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)— сатирик мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, п ...