Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике Сергея Есенина.
Страница 1
Информация о литературе » Любовная лирика в творчестве С. Есенина » Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике Сергея Есенина.

С самых ранних стихов лирики С.Есенина постоянно звучала тема любви и в тех стихах обозначились чисто есенинские мотивы, соединяющие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворенность чувства и его целомудренность. В стихотворении "Зеленая прическа" сравнивается девушка с тонкой заглядывающей, в пруд березкой, ее косы - с ветвями, пронизанными лунным гребешком.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя

За голые колени

Он обнимал меня.

В "доме с голубыми ставнями" Есенин встретил свою первую любовь - озорную черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую. Ей он посвятил:

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печенок

И сладко думал,

Лишь уединюсь,

Что я на этой

Лучшей из девчонок,

Достигнув возраста, женюсь.

Ее имя, будучи известным поэтом, Есенин возьмет для своей лучшей поэмы. Анне посвящено стихотворение "За горами, за желтыми долами". Но эти отношения очень скоро были прерваны.

В начале июля 1916 года Есенин писал Анне Сардановской: "Я еще не оторвался от всего того, что было, потому не переломил в себе окончательной ясности. Рожь, тропа такая черная и шкаф твой, как чадра Тамары.

В тебе, пожалуй, дурной осадок остался от меня, но я, кажется, хорошо смыл с себя дурь городскую.

Хорошо быть плохим, когда есть, кому жалеть и любить тебя, что ты плохой. Я об этом очень тоскую. Это, кажется, для всех, но не для меня.

Прости, если груб был с тобой, это напускное, ведь главное то стержень, о котором ты хоть маленькое, но имеешь представление. Сижу, бездельничаю, а вербы под окном еще как бы дышат знакомым дурманом. Вечером буду пить пиво, и вспоминать тебя. Сергей".

Друг поэта Грузинов вспоминал, что Есенин никогда не лгал в своих стихах. Сегодня, когда стали известны письма Есенина к Сардановской, новые материалы, документы, воспоминания современников - эта истина становится более очевидной. Главным и бесспорным доказательством здесь остаются стихи и поэмы Есенина.

Пусть к сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

Этими строками поэт завершает стихотворение "Какая ночь! Я не могу .", написанное на излете 30 ноября 1925 года. Поэт с полным правом мог утверждать: "Я сердец никогда не лгу". Все, что рассказывал поэт о себе в своих стихах вплоть до мельчайших подробностей - правда.

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

"Девушка в белой накидке"

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядом

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково:"Нет!"

Далекие милые были!

Тот образ во сне мне угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Известный на всю Москву поэт вошел в "дом с мезонином" по приглашению самой Лидии Кашиной - она интересовалась его творчеством, просила почитать стихи. Вот как вспоминает этот день Анна Андреевна Ступенькая - служанка в доме Кашиной: " В этот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок". Сергей переступил порог не без робости и с любопытством. "Будто на алтарь какой вошел", - вспоминала она. Есенин рассказал об этом в поэме иначе:

Был скромный такой мальчишка,

И нынче .

Поди ж ты .

Вот .

Писатель .

Известная шишка .

Без просьбы уж к нам не придет.

Как бы приговариваются между собой мать и дочь Снегины. В действительности, похоже, поэт заметно робел. Ведь он сын простых крестьян, всегда вспоминал барышню как "нечто из иных миров .".

Затем герои поэмы временно теряют друг друга из виду. Война, революция, сумятица описания гибельности происходящего:- на этом фоне теплица неугасаемое юношеское чувство, как бы олицетворяя неиссякаемую красоту. И - встреча:

Сгущалась туманная даль .

Незнаю, зачем я трогал

Перчатки ее и шаль.

Луна хохотала, как клоун.

И в сердце хоть прежнего нет,

По - странному был я полон

Наплывом шестнадцати лет.

Расстались мы с ней на рассвете

С загадкой движений глаз .

Далее жизнь Снегиной складывается типично для женщины ее происхождения. Гибель мужа во время гражданской войны - по всей видимости, он сражался на стороне белой армии. Крестьяне сжигают имение. И вдруг, спустя годы, письмо из Англии, "И почерк такой беспечный" - да, от нее. "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал .". Оно полно тоски по России:

Страницы: 1 2 3 4 5


Агиоаграфия. «Сказание о Борисе и Глебе» (князья-мученики)
Агиография– вид церковной литературы, посвященной жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми (жития). Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) изображены мучениками не столько религиозной, сколько политической идеи. Предпочтя смерть в 1015 г. борьбе против старшего брата Святополка, захватившего власть в Киеве после смерти отца, он ...

"Первые и последние"
Данное утверждение справедливо и для следующего цикла под названием "Первые и последние". В отличие от двух предыдущих, в нем нет столь тесного единства художественного пространства и объединения персонажей, но есть нечто сближающее разнородные по тематике рассказы. Одно из последних изданий сборника [эксмо. 2005] сопровождает ...

Историческая проза
Первоначально обращение к исторической тематике – способ романтизировать современность (Есенин). В дальнейшем – способ расширить узкие рамки модели мира, навязанной артефактом, ввести в качестве т.н. субъекта истории, не только социально охарактеризованного героя, но личность ЧАСТНУЮ. О последующем ВЫРОЖДЕНИИ и ВОЗРОЖДЕНИИ исторической ...