Он победил, и тот, кто побежден им, Тот назван злом; но благ ли победивший? (Акт II, Сцена 2) Напоследок Люцифер, который теперь не вызывает у нас такого почтения, как в начале произведения, но все же остается героем неоднозначным, произносит слова, которые, пожалуй могли бы звучать из уст самого автора: Один лишь добрый дар Дало вам древо знания - ваш разум: Так пусть он не трепещет грозных слов Тирана, принуждающего верить Наперекор и чувству и рассудку. Терпи и мысли – созидай в себе Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть; Сломи в себе земное естество И приобщись духовному началу! (Акт II, Сцена 2) Итак, во втором акте пьесы ещё сильнее, чем в начале звучат тираноборческие мотивы, как из уст Люцифера, так и из уст Каина. Но Каин стремиться к добру, его восстание против Бога – результат его неудовлетворенности окружающим миром, в котором происходит так много зла. Силой своего ума герой понимает, что Люцифер – не его союзник и равнодушен к нему и к судьбе человечества так же, как и Бог. С возвращения на Землю начинается третий, финальный акт философской драмы. Композиция произведения циклична и это соответствует его идее – поднявшись от тягостной повседневности до космических высот, человек вновь возвращается на Землю, чтобы ещё сильнее ощутить свое ничтожество. Каин возвращается из Бездны пространства ещё более угнетенным и мятежным, чем прежде. Любовь кроткой Ады, которая встречает его, мирный сон его сына Эноха лишь усугубляют его страдания. Каин понимает, что и его сын, и все последующие поколения будут несчастны, что рай навеки потерян ими. Он вновь и вновь повторяет, что человек – ничтожество, а Иегова несправедлив, заставляя людей страдать за грех, не совершенный ими. Гордыня героя в финальном акте достигает высшего предела. Когда он видит воздвигнутые Авелем для совершения совместной жертвы алтари, то говорит Аде, выражая неприязнь не только к Творцу, но и к собственному брату: А кто ему сказал, что я согласен Делить его корыстные молитвы, В которых вовсе нет благоговенья, А есть лишь страх? (Акт III, Сцена 1) Мы видим, что искра ненависти, зажженная в нем Люцифером, разгорелась сильнее, теперь он уже открыто говорит, что ему не за что быть благодарным Богу, не в чем каяться перед ним, так как грех отца уже искуплен страданиями людей, живущих ныне и обреченных страдать в веках. Мольбы Ады и её доводы напрасны, она не может убедить Каина смириться. В этот момент появляется Авель, чей образ до этого фактически не был раскрыт. Да автор и не стремиться сделать этого героя глубоким, ведь он – лишь один из многочисленных антиподов Каина. Главные отличительные черты Авеля – кротость и почтение к Иегове, проявляются во всех его действиях. Авель наивно полагает, что своими уговорами может обратить брата на путь истинный и слезно умоляет его принять участие в жертвоприношении. Иной читатель может подметить, что, если рассматривать ситуацию в психологическом аспекте, то Авель в некоторой степени сам виноват в случившемся, своими кроткими, но настойчивыми просьбами разбередивший и без того неспокойную душу своего брата. Действительно, по какой-то причине благочестивый Авель не вызывает у нас такой симпатии или, по крайней мере, такого интереса, какой вызывают в этой трагедии Люцифер и Каин. В связи с этим заметим, что для английской литературы вообще характерна некоторая поэтизация зла и мятежа. От Мильтона до Уайлда эта тенденция четко прослеживается; возможно, она связана с присущей британскому свету консервативностью и чопорностью, против которой своеобразно восстают поэты и писатели. Во время жертвоприношения разворачиваются все самые драматические события мистерии. Каин, о внутреннем состоянии которого мы можем судить по монологу, обращенному к Аде незадолго до появления брата, неохотно соглашается принести Иегове свои дары, следуя примеру Авеля. Но вот молитва, которую старший брат обращает к творцу весьма отличается от смиренной благодарности младшего. Не преклоняя колен, Каин произносит совершенно богохульственные вещи. Он открыто отказывается признать Бога всеблагим, почти с насмешкой обращается к Нему, призывая разить смертного, если тот кажется дурным, ведь человек ничтожен, он в полной власти Творца. В этом монологе сливаются воедино безысходность, гордыня, протест против тирании и нереализованное стремление изменить мир к лучшему. Последней каплей для Каина становится то, что Иегова отвергает его дар и, в очередной раз являет благосклонность смиренному Авелю. Давно клокотавшая в душе старшего брата ярость прорывается наружу. В порыве бешенства он хочет опрокинуть алтарь Авеля, “угодник небес” “жертвенник, залитый кровью агнцев, вскормленных и вспоенных для закланья”. Бог окончательно воплощается перед Каином в образе кровожадного тирана, требующего в угоду себе заклания невинных агнцев. Сначала гнев Каина направлен на жертвенник, но когда Авель пытается препятствовать ему, то он восклицает: Произведение Толстого «Война и мир» Феминный тип творчества (Л. Улицкая) Роль дороги в произведениях русской классики. Символическая
функция мотива дороги |
Мистерия “Каин”
Страница 5
Информация о литературе » Развитие образа Каина в произведениях Дж.Г. Байрона » Мистерия “Каин”