Мистерия “Каин”
Страница 1

В январе 1821 Байрону минуло 33 года. В это же время явилась к нему идея о создании “Каина”. Прошедший 1820 год был для поэта чрезвычайно богат событиями – это и новая любовь, графиня Тереза Гвиччиоли, и участие в движении карбонариев. Одновременно с этим политические события в Европе приковывали его внимание – победа революции в Испании, вольнолюбивые настроения в Италии, дававшие надежду на избавление от австро-венгерского гнета и на принятие Конституции. Эти разнообразные явления жизни послужили основой для подъема творчества Байрона и переосмысления идей, волновавших его прежде. Он работает над произведениями самого разного характера, особое внимание уделяя драматическим поэмам, в частности трагедиям. 28 января 1821 года он пишет в Дневнике: “Обдумывал сюжеты четырех будущих трагедий <…>, а именно “Сарданапал”, уже начатый; “Каин” – метафизический сюжет, немного в духе “Манфреда”, но в 5 актах, может быть с хором; Франческа да Римини в пяти актах; и возможно попытаюсь написать о Тиберии… ”. Далее в записи от того же числа поэт рассуждает о природе страха человека перед будущим и причинах его сомнения в настоящем. Он также говорит, что лишь в Прошедшем мы можем найти ответы на вопросы о Будущем, и лишь Надежда поддерживает стремление человечества вперед. В связи с этим он определяет и роль поэзии. “Что такое поэзия? – Ощущение Прошедшего и Будущего миров”. В этой же дневниковой записи он приводит и набросок речи Люцифера для трагедии “Каин”

Когда бы смерть была лишь злом – безумец!

Жить разве я позволил бы тебе?

Живи, как я живу, как жил отец твой,

Как будут жить и правнуки твои.

Эта дневниковая запись освещена здесь так подробно, потому что из неё мы можем сделать несколько выводов, очень важных для понимания позднего периода творчества Байрона в целом и мистерии “Каин” в частности.

В этой записи – ключ к пониманию Байроном сущности поэзии, а перечень сюжетов задуманных им… трагедий говорит о том, что внимание поэта привлекли те эпизоды мира Прошлого, в которых отражены разные грани деспотизма.

Из произведений, создать которые Байрон планировал в этой дневниковой записи, реализовались всего два – “Сарданапал”, драма о трагическом конфликте между естественным стремлением человека к счастью и его ответственностью как государственного деятеля за судьбу народа, драма, в которой деспотизм героя заключается в пренебрежении обязанностями государя и попустительстве злу, и трагедия “Каин”.

Несмотря на то, что сам автор в дневнике называет “Каина” трагедией, позже, в предисловии к этому произведению он дает ему более развернутую характеристику. “Каин” определен там как мистерия, так в средневековье называли представления на библейские сюжеты. Однако содержание произведения вовсе не носит того нравоучительного характера, который присущ “моралитэ”, его идея вступает в серьезное противоречие с традиционной христианской трактовкой сюжета о Каине.

“Каин” посвящен Байроном другому знаменитому английскому писателю 19 века, сэру Вальтеру Скотту, для которого подобный дар был, конечно, почетным, но при этом довольно опасным, ведь отношение большей части публики к “Каину” было негодующим.

Прекрасно сознавая неподготовленность общества к восприятию такого нестандартного и во многом провокационного произведения, Байрон стремился смягчить впечатление от него, комментируя в предисловии те моменты, которые могли показаться его современникам особенно богохульственными.

Известно, что отношение Байрона к Библии и к христианской вере было чрезвычайно сложным. В течение своей жизни он не раз пытался обратиться к религии и даже отдал одну из своих дочерей на воспитание в католический монастырь. Мы не можем сегодня судить, к чему же все-таки пришел великий поэт в конце своей жизни, но атеистом он определенно не был. Более того, библейский текст он, по-видимому, знал прекрасно, и предисловие к “Каину” это подтверждает. В начале предисловия поэт объясняет, что старался по мере сил, сделать так, чтобы каждый из героев выражался соответственным ему языком и, если брал что-либо из Священного писания, то крайне редко. Далее поэт отметает в сторону все возможные предположения читателей и критиков, что его мистерия – лишь очередная вариация на тему мильтоновского “Потерянного рая” или отголосок какого-либо другого произведения. При этом не возникает сомнений, что “Потерянный рай” с его близкой Байрону трактовкой Люцифера как гордого борца против тирании Бога оказал определенное влияние на “Каина”. Сам поэт не отрицает, что Мильтон произвел на него большое впечатление, хотя был прочитан за много лет до создания “Каина”. В примечании к предисловию поэт упоминает о поразившей его теории Кювье, предполагающей, что «…мир был населен разумными существами, превосходившими умом людей и по своей мощи пропорциональными мамонту».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тема общенародного единства и героизма в «Повести о битве на р.Калке»
1-е столкновение русских с монголо-татарами в 1223 г. Летописные повести об этой битве сохранились в 2 списках – Новгородская, Лаврентьевская летопись. Повесть создавалась, скорее всего, в дружинной среде и автор был из Галицко-Волынских земель. Повесть последовательно и обстоятельно рассказывает о появлении неизвестного народа на гра ...

Мотив будущего как далекого прошлого
Грядущее интерпретируется Бродским как наступление доисторического прошлого, как наступление эры варварства, оледенения, ископаемых чудовищ или времени, когда земля была покрыта водой и ее обитателями были моллюски: < .> Дымят ихтиозавры грязные на рейде. («Зимним вечером в Ялте», 1969[II; 141]) Грядущее настало < .> < ...

Агиоаграфия. «Сказание о Борисе и Глебе» (князья-мученики)
Агиография– вид церковной литературы, посвященной жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми (жития). Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) изображены мучениками не столько религиозной, сколько политической идеи. Предпочтя смерть в 1015 г. борьбе против старшего брата Святополка, захватившего власть в Киеве после смерти отца, он ...