Народная драма
Страница 1

7. ЛОДКА

Действующие лица:

Атаман – грозного вида, в красной рубашке, черной поддевке, черной шляпе, с ружьем и саблей, с пистолетом за поясом, поддевка и шляпа богато украшены золотой бумагой.

Эсаул одет почти так же, как и Атаман, украшения из серебряной бумаги.

Разбойники одеты в красные рубахи, на головах меховые шапки с значками из разноцветной бумаги, за поясом различное оружие.

Неизвестный (он же Безобразов) одет в солдатский мундир, с ружьем в руках и кинжалом за поясом.

Богатый помещик, пожилой, иногда седой, в туфлях, пиджаке или халате, на голове котелок, в руках трубка с длинным чубуком.

Действие происходит на широком раздолье матушки-Волги, на косной лодке. Последняя сцена – на берегу, в доме богатого помещика. Ни декораций, ни кулис, ни суфлера, ни вообще каких-либо сценических приспособлений не полагается. Все участвующие в представлении входят в определенную заранее избу с пением какой-либо песни. Чаще всего исполняется следующая:

Ты дозволь, дозволь, хозяин,

В нову горенку войти!

Ой, калина! ой, малина!

Черная смородина!

Вдоль по горенке пройти,

Слово вымолвити.

Ой, калина! ой, малина!

Черная смородина!

У тебя в дому, хозяин,

Нет ли лишнего бревна?

Ой, калина! ой, малина!

Черная смородина!

Если лишнее бревно,

Давай вырубим его!

Ой, калина! ой, малина!

Черная смородина!

По окончании песни выступает вперед Эсаул и, обращаясь к хозяину, говорит: «Не угодно ли вам, хозяин, представленье посмотреть?» Хозяин обыкновенно отвечает: «Милости просим!», «Добро пожаловать!» – или что-нибудь в этом роде. Все участники представления выходят на середину избы и образуют круг, в середине которого становятся друг против друга Атаман и Эсаул.

Сцена 1

Атаман (топает ногою и кричит грозно). Эсаул!

Эсаул (точно так же топает ногою и кричит в ответ). Атаман!

Атаман. Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело –

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

Эсаул. Вот я перед тобой,

Как лист перед травой!

Что прикажешь, Атаман?

Атаман. Что-то скучно Спойте мне любимую мою песню.

Эсаул. Слушаю, Атаман! (запевает песню, хор подхватывает. Начало каждой строки запевает Эсаул.)

Ах, вы, горы мои, горы,

Горы Воробьевские!

Ничего-то вы, ах, да горы,

Не спородили.

Спородили вы только, горы,

Бел горюч камень.

Из-под камешка бежит

Быстра реченька .

Атаман во время пения песни в глубокой задумчивости ходит взад и вперед, со скрещенными на груди руками. По окончании песни останавливается, топает ногою и кричит.

Атаман. Эсаул!

Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело -

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

Эсаул. Что прикажешь, могучий Атаман?

Атаман. Будет нам здесь болтаться, поедем по матушке по Волге разгуляться. Мигоментально сострой мне косную лодку!

Эсаул. Готова, Атаман! Гребцы по местам, весла по бортам! Все в полной исправности.

В это время все разбойники садятся на пол, образуя между собою пустое пространство (лодка), в котором расхаживают Атаман и Эсаул.

Атаман (обращаясь к Эсаулу). Молодец! Скоро потрафил! (Обращаясь к гребцам). Молись, ребята, Богу! Отваливай.

Гребцы снимают шапки и крестятся, затем начинают раскачиваться взвд и вперед, хлопая рукою об руку – изображается гребля и плеск весел.

Атаман. Эсаул! Спой любимую мою песню.

Эсаул вместе со всеми разбойниками поют:

Вниз по матушке по Волге .

Атаман (перебивая песню). Эсаул!

Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело -

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

Эсаул. Что прикажешь, могучий Атаман?

Атаман. Возьми подозрительную трубку,

Поди на атаманскую рубку,

Смотри во все стороны:

Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест?

Страницы: 1 2 3


Демонические мотивы в литературе.
Отношение к Сатане как аллегорической фигуре, воплощающей мировое зло, и одновременно конкретному его носителю, имеющему определенное материальное воплощение, в ту или иную эпоху было различным. Первый бунтовщик и возмутитель божеского порядка, носящий несколько имен (Сатана - "противник", дьявол, Люцифер и др.), в Ветхом зав ...

Лермонтов
В конце 30-х годов обозначился переход к новому типу реализма. Белинский видел основную его особенность в усилении критического начала, росте разоблачительной тенденции. Творчество величайшего преемника Пушкина в области поэзии, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841), отмечено пафосом отрицания современной ему действительности. Лермонт ...

Виды мифологических существ
Весь пантеон языческих мифологических существ древних славян можно разделить на ряд групп, каждая из которых тесно связана со своим местообитанием и принадлежит к представителям добрых или злых начал в окружающем славян мире. ЖИТЕЛИ ВОДЫ ЖИТЕЛИ БОЛОТА и ЛЕСА ВОДЯНОЙ БАННИК БОЛОТНИК РУСАЛКА ЛЕШИЙ КИКИМОРА СЛУЖ ...