Портрет Гоголя
Страница 3
Информация о литературе » Портрет Гоголя

На сцену вылетает разъярённая ХИВРЯ. Костюм стилизован под национальный украинский – венок, вышитая рубашка, пёстрая юбка, бусы, сапожки и т.д.

Она становится посреди сцены, уперев руки в бока, и грозно смотрит на всех.)

ЧИЧИКОВ:

Вишь, как ругается, и язык у неё, у столетней ведьмы, не заболит выговорить эти слова!

ХИВРЯ:

Столетней! Нечестивец! Поди умойся наперёд! Сорванец негодный! Я не видала твоей матери, но знаю, что дрянь! и отец дрянь! и тётка дрянь! Столетней! Дурень, дурень! Тебе, видно, и на роду написано остаться таким!

ХУДОЖНИК:

Ну-ну, мадам, успокойтесь, это всего лишь диалог из повести…Впрочем, пусть скажут эти не по годам смышлёные парубки и дивчины. Диалог из какой повести прозвучал сейчас?

(«Сорочинская ярмарка».)

Позвольте вас спросить, любезная, кто вы такая и почему так разгневались?

ХИВРЯ:

Я пришла сюда от имени и по поручению всех дивчин и замужних героинь из сочинений земляка, выбрали меня за боевой характер, а зовут меня коротко и ясно – Хавронья Никифоровна, короче – Хивря. А ваш остолоп там не желал пускать меня, говорит, праздник уже идёт, так и мне-то путь к вам неблизкий. Подарочки я привезла вам, вопросики разные. Сначала скажите, как называется наша деревня, про которую так чудно написал Гоголь и где такие упоительные вечера?

(Диканька, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

Правильно, а от лица кого ведётся там рассказ (на это указал сам Николай Васильевич)?

(«Повести, изданные пасичником Рудым Паньком».)

Он велел вам кланяться и просил ответить вот на такие вопросы, для тех, кто читал незабвенные повести, это не составит труда. А вопросы эти составлены самим Паньком.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ:

Бандура

(инструмент, род гитары);

Кунтуш

(верхнее старинное платье);

Кораблик

(головной убор);

Макитра

(горшок, в котором трут мак);

Малахай

(плеть);

Оселедец

(длинный клок волос на голове);

Пампушки

(кушанье из теста);

Очипок

(род чепца);

Пасичник

(пчеловод);

Рушник

(утиральник);

Цибуля

(лук);

Сопилка

(род флейты);

Смушки

(бараний мех);

Шишка

(небольшой хлеб, делаемый на свадьбах);

Юшка

(соус, жижа);

Парубок

(парень);

Лысый дидько

(домовой, демон);

Люлька

(трубка);

Свитка

(род полукафтанья);

Синдячки

(узкие ленты);

Жинка

(жена).

ХИВРЯ:

Ну, молодцы, кое-что знаете, а чтоб побольше знать, читайте-ка Гоголя побольше, его хоть всю жизнь читать можно, а всё что-то новое узнаёшь.

ЧИЧИКОВ:

Любезная моя Хавронья Никифоровна, мне ваше общество чрезвычайно приятно, вы – дама, приятная во всех отношениях, как и одна моя знакомая. Я вообще женский пол весьма уважаю, поэтому давайте-ка вспомним дивные дамские образы гоголевских произведений. Я начинаю, господа!

Коробочка из «Мёртвых душ», Панночка из «Вия», Параска из «Сорочинской ярмарки», Ганна из «Майской ночи», тётушка Фёдора Ивановича Шпоньки, Катерина из «Страшной мести», Оксана из «Ночи перед Рождеством», Пульхерия Ивановна из «Старосветских помещиков», Анна Андреевна и Марья Антоновна из «Ревизора».

Не меня одного пленили эти дивные колоритные образы.

ХУДОЖНИК:

Недаром говорят: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Друзья того или иного человека говорят действительно об очень многом. А уж у Гоголя друзья были слава Богу! Назовём лишь несколько имён: Плетнёв, Жуковский, Пушкин…И сколько писем написано ими друг другу. Сейчас столько писем не пишут, и это очень жаль, ведь эпистолярное наследие гениев сродни их литературному творчеству. Вот вам несколько тому примеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


«Повесть о смерти и погребении князя Михаила Скопина-Шуйского», ее близость к народной исторической песне
Повесть, посвященная трагической гибели храброго полководца, особенно проявившего себя в борьбе против Лжедмитрия 2. Князь внезапно скончался после пира у князя Воротынского, а причиной смерти в народе считали яд, который дала ему жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского Мария. Он был отравлен на пиру у князя Воротынского; в смерти Скопи ...

Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
"Поэмы занимают в творчестве Лермонтова не меньшее по сравнению с лирикой место. Всего Лермонтовым было написано 30 поэм. Некоторые из них не окончены, мотивы других переселились в новые произведения. Наиболее интенсивно разработка жанра поэмы осуществлялась в раннем творчестве, но подлинные удачи пришли к Лермонтову позднее. <… ...

Каноны изложения житийных историй
Жития крайне скудны в точном описании конкретных исторических фактов, сама задача агиографа не располагает к этому: главное – показать путь святого к спасению, его связь с древними отцами и дать благочестивому читателю еще один образец. Немаловажную роль в агиографии играют “традиционные мотивы”, они сформировались под влиянием канона ...