Портрет Гоголя
Страница 3
Информация о литературе » Портрет Гоголя

На сцену вылетает разъярённая ХИВРЯ. Костюм стилизован под национальный украинский – венок, вышитая рубашка, пёстрая юбка, бусы, сапожки и т.д.

Она становится посреди сцены, уперев руки в бока, и грозно смотрит на всех.)

ЧИЧИКОВ:

Вишь, как ругается, и язык у неё, у столетней ведьмы, не заболит выговорить эти слова!

ХИВРЯ:

Столетней! Нечестивец! Поди умойся наперёд! Сорванец негодный! Я не видала твоей матери, но знаю, что дрянь! и отец дрянь! и тётка дрянь! Столетней! Дурень, дурень! Тебе, видно, и на роду написано остаться таким!

ХУДОЖНИК:

Ну-ну, мадам, успокойтесь, это всего лишь диалог из повести…Впрочем, пусть скажут эти не по годам смышлёные парубки и дивчины. Диалог из какой повести прозвучал сейчас?

(«Сорочинская ярмарка».)

Позвольте вас спросить, любезная, кто вы такая и почему так разгневались?

ХИВРЯ:

Я пришла сюда от имени и по поручению всех дивчин и замужних героинь из сочинений земляка, выбрали меня за боевой характер, а зовут меня коротко и ясно – Хавронья Никифоровна, короче – Хивря. А ваш остолоп там не желал пускать меня, говорит, праздник уже идёт, так и мне-то путь к вам неблизкий. Подарочки я привезла вам, вопросики разные. Сначала скажите, как называется наша деревня, про которую так чудно написал Гоголь и где такие упоительные вечера?

(Диканька, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

Правильно, а от лица кого ведётся там рассказ (на это указал сам Николай Васильевич)?

(«Повести, изданные пасичником Рудым Паньком».)

Он велел вам кланяться и просил ответить вот на такие вопросы, для тех, кто читал незабвенные повести, это не составит труда. А вопросы эти составлены самим Паньком.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ:

Бандура

(инструмент, род гитары);

Кунтуш

(верхнее старинное платье);

Кораблик

(головной убор);

Макитра

(горшок, в котором трут мак);

Малахай

(плеть);

Оселедец

(длинный клок волос на голове);

Пампушки

(кушанье из теста);

Очипок

(род чепца);

Пасичник

(пчеловод);

Рушник

(утиральник);

Цибуля

(лук);

Сопилка

(род флейты);

Смушки

(бараний мех);

Шишка

(небольшой хлеб, делаемый на свадьбах);

Юшка

(соус, жижа);

Парубок

(парень);

Лысый дидько

(домовой, демон);

Люлька

(трубка);

Свитка

(род полукафтанья);

Синдячки

(узкие ленты);

Жинка

(жена).

ХИВРЯ:

Ну, молодцы, кое-что знаете, а чтоб побольше знать, читайте-ка Гоголя побольше, его хоть всю жизнь читать можно, а всё что-то новое узнаёшь.

ЧИЧИКОВ:

Любезная моя Хавронья Никифоровна, мне ваше общество чрезвычайно приятно, вы – дама, приятная во всех отношениях, как и одна моя знакомая. Я вообще женский пол весьма уважаю, поэтому давайте-ка вспомним дивные дамские образы гоголевских произведений. Я начинаю, господа!

Коробочка из «Мёртвых душ», Панночка из «Вия», Параска из «Сорочинской ярмарки», Ганна из «Майской ночи», тётушка Фёдора Ивановича Шпоньки, Катерина из «Страшной мести», Оксана из «Ночи перед Рождеством», Пульхерия Ивановна из «Старосветских помещиков», Анна Андреевна и Марья Антоновна из «Ревизора».

Не меня одного пленили эти дивные колоритные образы.

ХУДОЖНИК:

Недаром говорят: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Друзья того или иного человека говорят действительно об очень многом. А уж у Гоголя друзья были слава Богу! Назовём лишь несколько имён: Плетнёв, Жуковский, Пушкин…И сколько писем написано ими друг другу. Сейчас столько писем не пишут, и это очень жаль, ведь эпистолярное наследие гениев сродни их литературному творчеству. Вот вам несколько тому примеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


«Адресаты любовной лирики С. Есенина»
С самых ранних стихов в лирике Есенина – тема любви. Первоначально она звучала в произведениях фолклорно-поэтического, иногда стилизаторского характера, Например «Подражание песне»: Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, берёзы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок, Кудри чёрные змейно трепал ветерок. Мне хот ...

Часть I
В творчестве Улицкой преимущественное место занимает жанр рассказа, однако, как уже было сказано, не в виде отдельного произведения, а в качестве составного элемента цикла. Подобное объединение в некоторых случаях позволяет говорить о смещении жанра в сторону более крупной эпической формы, то есть романа. Чтобы избежать возможных недора ...

Мотив мира — театра
Этот «барочный» мотив, родственный представлению о мире-тексте, развернут в нескольких стихотворениях Бродского 1990-х гг. В «Храме Мельпомены» (1994) он принимает форму представления о жизни как игре, о существовании человека как роли: Мишель улыбается и, превозмогая боль, рукою делает к публике, как бы прося взаймы: «Если бы не теат ...