Портрет Гоголя
Страница 6
Информация о литературе » Портрет Гоголя

КОРОБОЧКА:

Да чего ж ты рассердился так горячо? Знай я прежде, что ты такой сердитый, я б не прекословила. Изволь, я готова отдать за 15 ассигнаций.

ЧИЧИКОВ:

Фу, чёрт…(Утирает пот.) В городе какого-нибудь поверенного нет или знакомого имеете, которого могли бы уполномочить на совершение крепости?

КОРОБОЧКА:

Как же, протопопа, отца Кирилла, сын служит в палате.

ЧИЧИКОВ:

Ну, вот и отлично! (Пишет.) Подпишите. (Вручает деньги.)

КОРОБОЧКА:

Только, отец мой, прошу тебя, ты не обидь меня.

ЧИЧИКОВ:

Не обижу, матушка, не обижу. Ну, прощайте, матушка. (Уходит.)

КОРОБОЧКА

(долго крестится):

Батюшки! Пятнадцать ассигнацией. В город надо ехать…Узнать, почём ходят мёртвые души? .Фетинья! Фетинья! Вели закладывать!

(Уходит.)

ЧИЧИКОВ:

Из письма великому русскому актёру и режиссёру М.С. Щепкину: «Делайте что хотите с моею пьесой, но я не стану хлопотать о ней…Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Бранят и ходят на пьесу… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».

Не могли бы сказать мне, уважаемые, о какой пьесе идёт речь в этом горьком письме?

(«Ревизор».)

ХУДОЖНИК:

А это письмо (М.П.Погодину) написано в марте 1837 года. Не буду спрашивать, о какой утрате здесь идёт речь, думаю, все это поймут: «Я получил письмо твоё в Риме. Ничего не говорю о великости этой утраты. Моя утрата всех больше…Моя жизнь, моё высшее наслаждение умерло с ним… Ничто мне были все толки, я плевал на презренную чернь, известную под именем публики, мне дорого было его вечное и непреложное слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. Он взял с меня клятву, чтобы я писал, и ни одна моя вещь не писалась без того, чтобы он не являлся в то время глазам моим. Я тешил себя мыслью, как будет доволен он, угадывал, что будет нравиться ему, и это было моею высшею и первою наградою. Теперь этой награды нет впереди!»

(Звучит фрагмент увертюры из оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского.)

ХИВРЯ:

Ну, раз вы надумали тут писать портрет, так и я хочу задать несколько вопросов о нашем любимом Гоголе, а вы не торопитесь, лучше правильно отвечайте.

ВИКТОРИНА

по биографии и творчеству Н.В.Гоголя

1. Когда родился Н.В.Гоголь?

(20 марта/1 апреля 1809 года.)

2. Какие вам известны пьесы Гоголя?

(«Ревизор», «Женитьба», а также драматические отрывки и отдельные сцены, в том числе и «Игроки.)

3. Как звали главных героев повестей Гоголя «Шинель» и «Нос»?

(Акакий Акакиевич Башмачкин и майор Ковалёв.)

4. Какое произведение Гоголя напоминает вам картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

(Повесть «Тарас Бульба».)

5. Кто из русских композиторов написал оперу по повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка»?

(М.П.Мусоргский.)

6. На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу «Черевички» П.И.Чайковский?

(«Ночь перед Рождеством».)

7. Какой эпиграф взял Гоголь к комедии «Ревизор»?

(«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - народная пословица.)

8. Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

(Городничему, комедия «Ревизор».)

9. Назовите героиню, которая произносит такие слова: «Вот жила, жила, а теперь приходится выходить замуж. Одних забот сколько…»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Церковнославянская письменность.
Как известно, из славянских языков первым получил литературное употребление язык церковнославянский. Здесь не место распространяться о том, славянскому племени принадлежал этот язык- болгарам или паннойцам; для нас важно толко то, что он был потреблен Кириллом и Мефодием для переводов с греческого и что после Кирилла и Мефодия он сдел ...

«Книга ни о чем» – книга об очень многом
Оказавшись за рубежом, за несколько лет до начала работы над романом об Арсеньеве Бунин, терзаемый положением изгоя, неверием в свои творческие возможности, попал в полосу творческого кризиса, вызванного явственным ощущением необходимости новых творческих импульсов. Эмиграция не только лишила его притока свежих впечатлений, но и обостри ...

Филдинг (1707–1754)
Генри Филдинг открывает своими романами тот путь, по которому пойдут крупнейшие реалисты Англии – Диккенс, Теккерей, Голсуорси, а вслед за ними и романисты Америки – Марк Твен, Теодор Драйзер, т.е. путь реализма. Он сам называл себя «творцом нового вида литературы» и поэтому освобождал себя от каких-либо правил и канонов. Главной задаче ...