Отражение личности отца Ю. П. Лермонтова в лирике поэта
Страница 1
Информация о литературе » Биографические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова » Отражение личности отца Ю. П. Лермонтова в лирике поэта

Документальных свидетельств Лермонтова об отце - дневников, устных упоминаний в передаче третьих лиц - почти не существует. Мы сосредоточимся на его лирике. В этом случае нашей целью будет не характеристика личности Ю.П.Лермонтова, а выяснение, каким поэт видел своего отца, как оценивал его роль в своей жизни.

В своей лирике поэт откликнулся только на смерть Юрия Петровича, известно, что родился Юрий Петрович в 1787 году, умер 1 октября 1831 года, когда поэту было 17 лет. В 1816 году, после похорон жены,

Юрий Петрович вынужден был уехать в свое имение Кропотово и прожил там 15 лет до самой смерти. Умер он в 44 года. Лишь по временам, приезжая в Москву, отец встречался с сыном, учившимся там в Благородном пансионе. Конкретно о смерти отца упоминается в четырех стихотворениях. В дальнейшем обращений к этой теме мы не найдем. Одним из первых стихотворений является « Я видел тень блаженства…» Оно было создано в 1831 году 1 октября, в день смерти отца. В комментариях к изданию сочинений поэта 1939г. Под редакцией Эйхенбаума сказано, что это первое стихотворение, в котором упоминается от смерти отца. Стоит отметить, что в 1830-31 гг. тема смерти, одиночества, страданья была характерна для творчества М.Ю. Лермонтова, поэтому необходимо разобраться, посвящено ли данное стихотворение конкретно смерти отца, или же здесь Лермонтов рассуждает о смерти в философском смысле, как о феномене человеческой жизни. Обратимся непосредственно к тексту. В первых двух строфах автор рассказывает о своей любви, однако любовь для него - это вовсе не блаженство, а лишь тень его, так как она - это сильнейшая страсть, связанная, прежде всего с тоской. И пока лирический герой стихотворения живет на земле, он понимает, что находится под ее властью, он ее раб. Любовь к девушке, любовь к родине – все, что привязывает его к земле. Однако эта чувство чаще всего соединяется со страданьем («пятно тоски в уме моем»). Родина - это место горя и утраты. Именно здесь он начал знать горесть (умерла мать), и здесь же, совсем рядом, появляется смерть отца, разлука с ним (рана еще свежа и не успела зажить):

Я родину люблю и больше многих:

Средь ее полей есть место,

Где я горесть начал знать;

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшийся с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

Упоминание о месте, «где горесть начал знать», обращает мысль автора к последней смерти – отца, о возможности глубоко желаемой встречи с ним:

О, мой отец! где ты? Где мне найти

Твой гордый дух, бродящий в небесах?

В твой мир ведут столь разные пути,

Что избирать мешает тайный страх.

Далее следует размышление о смерти как таковой и о послесмертном существовании, о рае и аде, о разных путях туда. «Есть рай небесный! – звезды говорят;/ Но где же? вот вопрос – и в нем-то яд», - эти строки из последней строфы отсылают к монологам Гамлета. Это можно объяснить фактами из биографии поэта. В 1830-е гг. Лермонтов был уже хорошо знаком с творчеством Шекспира. Серьезное знакомство с этим автором началось к концу 1820-х годов, когда Михаил Юрьевич начал изучать английский язык. В одном из писем к М.А.Шан-Гирей этого же периода он подробно разбирает спектакль «Гамлет», виденный им в Москве. Из «Лермонтовской энциклопедии» мы узнаем, что дед поэта играл в спектакле «Гамлет», поставленном в Тарханах, роль могильщика и, выпив яд, умер прямо на сцене. Обстоятельства смерти деда Лермонтову были хорошо известны, поэтому неслучайно реминисценции именно из «Гамлета» встречаются во многих произведениях, в том числе и в лирике, и данное стихотворение подтверждает это. «Быть или не быть - таков вопрос; Что благородней духом - покоряться пращам и стрелам яростной судьбы; Иль, ополчась на море смут, сразить их противоборством. Умереть, уснуть – и только; и сказать, что сном кончаешь <…> умереть, уснуть, и видеть может сны, быть может? Вот в чем трудность…» В этом весь вопрос, весь «тайный страх».

Страницы: 1 2


Свобода и воля в горьковских рассказах
Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Горький хорошо знал мир отверженных. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в п ...

Развитие мотива дороги в современной литературе
Всё находится в движении, в непрерывном развитии, развивается и мотив дороги. В ХХ веке он был подхвачен такими поэтами, как А. Твардовский, А. Блок, А. Прокофьев, С. Есенин, А. Ахматова. Каждый из них видел в нём всё новые и новые неповторимые оттенки звучания. Продолжается формирование образа дороги и в современной литературе. Геннад ...

Жизнь и творчество франца кафки
Необычную, сложную, противоречивую особенность писателя создала сама жизнь. Он был свидетелем страшных, разрушительных мировых событий. В своей короткой жизни он успел стать очевидцем первой мировой войны, крахе Австро-Венгерской империи, отчетливо почувствовал подземные толчки революций. "Война, революция в России и беды всего мир ...