Тема природы
Страница 3

Уходящая Русь для поэта- это его дед и мать, Русь Советская- это его сестры комсомолки.

« От всей души приветствуя революционную новь, поэт не понимал подлинную исторического и социального содержания наступивших в стране перемен- пролетарского, социалистического характера революции. Все это послужило причиной духовного кризиса, пережитого поэтом в годы военного коммунизма.

В 1918 году Есенин подготовил к печати второй, третий и четвертый сборники своих поэтических произведений: «Голубень», «Преображение» и сельский часослов».

Литературная жизнь Москвы била ключом. В жгучих спорах рождалась новая, советская литература. Но рождалась она в обстановке голода, лишений, разрухи, гражданской войны.

Не хватало бумаги. Стихи печатались на серой, иногда оберточной бумаге, очень малыми тиражами.

Москва кабацкая.

Центрами литературной жизни становились маленькие клубы, столовые, кафе, где можно было выпить чаю и увидеть модную знаменитость, услышать новые стихи.

Есенина можно было встретить в « Кафе поэтов» на Тверской улице. А затем было открыто новое кафе « Стойло Пегаса», где поэт участвовал в дружеских попойках, хотя раньше не прикасался к спиртному и не любил пьяных компаний. Все это пагубным образом отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, скандалиста:

Я московский озорной гуляка.

По всему Тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Так возник цикл стихов с характерным названием «Москва кабацкая».

Стихи этого цикла отличаются вульгарной фразеологией.

Однообразные мотивы пьяной удали, сменялись смертельной тоской,- все это свидетельствовало о заметных утратах в художественном творчестве. Не стало в ней радуги красок, которой отличались его прежние стихи. Им на смену пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемого глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков.

У Есенина нередко вырывались слова ненависти окружавшему его поэтического «сброда».

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет!»

Есенин стремился вырваться из гнилой атмосферы поэтических кабаков. Но этому мешали его бытовая неустроенность, мягкость характера, а более – назойливые домогания непрошенных друзей. Поэт пытался сменить жильё, но всюду его настигали любители шумных и не всегда трезвых компаний.

Это отравляло душу и мешало работать. И Есенин решил исчезнуть, хотя бы на время. В апреле 1921 года поэт выехал из Москвы в Самару, затем в Ташкент. Далее он направился в Самарканд, посетил Бухару и вернулся в Ташкент. За это время он написал поэму «Пугачев». Она прозвучала как героическая песнь о крестьянской революционной войне.

Поэма «Пугачев» была первым звеном на пути создания Есениным революционного эпоса-пути, который принес ему впоследствии немало побед.

После «Пугачева» творческое развитие поэта могло бы войти в нормальное русло. Есенин способен был обогатить свою поэзию новыми темами. Но именно в тот период произошло событие, которое многое изменило в жизни поэта.

В один из осенних дней 1921 года Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Его захватило необычное искусство танцовщицы, ее темперамент, обаяние. Сильное чувство к поэту возникло и у нее. «Это была глубокая взаимная любовь»- пишет Городецкий. Конечно, Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбиться.

Они поженились и уехали по заключенным Айседорой контрактам на гастроли в Западную Европу и Соединенные Штаты Америки. В этой поездке Сергей преследовал и творчески – пропагандистские цели. Своим друзьям он говорил: « Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт».

Заграница не понравилась ему. Он говорил « Но я очень не люблю Америки. Америка – это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочестьнаше серое небо и наш пейзаж».

В путешествии Есенин работал меньше, чем обычно. Обстановка кочевого ресторанного быта и окружавшие поэта люди усиливали те настроения, которые сказывались еще в прежних стихах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Онтологическая поэзия и проза
Навсегда сохранится в истории русской литературы (в поэзии и прозе) направление, именовавшееся в разные периоды по-разному, но неизменно сохранявшее верность своей системе ценностей, своей системе символов, своей творческой миссии. Символы Дома, семьи, хозяина, древа, хлеба…Земли. Острый интерес к проблемам национальных корней русской ...

Иван Фёдоров
Сведения о жизни печатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца крайне скудны. Для биографии Ивана Федорова источником первостепенной важности является написанное им послесловие к одной из его позднейших книг, а именно — ко второму изданию «Апостола», вышедшего во Львове в 1574 году; сохранилось также небольшое количество архивных докумен ...

Расцвет творчества К. Сэндберга. Сборник стихов «Cornhuskers»
В 1918 г. выходит сборник стихов Карла Сэндберга «Сборщики кукурузы» («Cornhuskers»). Здесь, в отличие от урбанистических мотивов «Чикаго», превалирует сельская тематика. Поэт, сын родной земли, славит красоту ее природы во все времена года, и особенно в конце лета и осенью, когда люди вознаграждаются за свой труд щедрым урожаем. Богатс ...