Тема природы
Страница 1

Мировосприятие Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Через нее поэт постигал и сложность бытия, и превратности человеческих судеб, и жизнь собственной души. Уже первое опубликованное стихотворение «Береза» обнаружило замечательную способность его поэтического зрения. Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в тишине, в признаках вечной жизни:

Белая береза И стоит береза

Под моим окном В сонной тишине,

Принакрылась снегом, И горят снежинки

Точно серебром. В золотом огне.

На пушистых ветках А заря, лениво

Снежною каймой Обходя кругом,

Распустились кисти Обсыпает ветки

Белой бахромой. Новым серебром.

Природа в стихах юноши зазвенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей, заиграла цветами бесчисленных радуг. Это не было натуральным воспроизведением увиденного и услышанного- это были поэтические находки, поражавшие своей свежестью, самобытностью, скромным изяществом и затейливой простотой.

Вяжут кружева над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка.

( « Я- пастух; мои палаты…»)

Природу С. Есенин ощущал в движении. Он мог изобразить одно явление природы с помощью другого: « Сыплет черемуха снегом», « Кругом роса медвяная сползает по коре, под нею зелень пряная сияет в серебре». Взор поэта схватывает и общую картину, и мелкие детали. Природа дышит, действует, живет: «Поет зима- аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка».

Есенин не только наблюдал, но и глубоко переживал явления природы; умом и чувством он стремился проникнуть в глубокие тайны ее. В стихотворении « Душа грустит о небесах» он говорит:

Понятен мне земли глагол,

Но не стряхну я муку эту,

Как отразивший в водах дол

Вдруг в небе ставшую комету.

Ранние стихи- признание в любви к родной природе.

Край любимый. Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

В природе поэт видит источник вдохновения. В его поэзии нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония мысли и образа. Теплом и светом наполнены картины русской природы. И еще природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

***********************************

Стою один среди равнины голой,

А журавли относят ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду костер горит рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Чувство боли за судьбу животных.

Среди произведений о природе одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы о животных. Их не так уж много, но они остаются в памяти читателей. Столь пронзительно и щамяще выражено в них чувство боли поэта за судьбу « братьев наших меньших», нуждающихся в милосердии и защите.

Спит медведиха, и чудится ей:

Колет охотник острогой детей.

(« По лесу леший кричит на сову…»)

В произведениях « Песнь о собаке», «Корова» раскрыт образ животного в драматической для него ситуации: у собаки хозяин утопил семерых щенят

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

********************************

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

( « Песнь о собаке»)

У коровы отобрали и прирезали теленка.

Дряхлая, выпали зубы

Свиток рогов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердце не ласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом теленке.

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свете,

С той же сыновьей судьбой

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Поэт призывает нас сочувствию живым, страдающим существам.

М. Горький так говорил о Есенине: « Он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных».

Страницы: 1 2 3 4 5


У костра памяти народной.
«Путь Абая»— выдающееся явление многонациональной советской литературы, крупный вклад в мировую литературу. Создание романа-эпопеи потребовало от автора огромной подготовительной работы по собиранию материала о жизни Абая, его современниках, о его времени. Эту стадию работы над книгой М. Ауэзов образно сравнил с трудом запоздалого путни ...

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина.
Основы поэтики Есенина – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первы ...

Конец пути.
В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (Сергей Эфрон расстре ...