Тема природы
Страница 5

Авторские переживания в этих стихах отличаются нежностью и чистотой. Сила Есенина в том, что сокровенный уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах простых, неброских, но пронизанных трепетом души, покоряющих читательское сердце.

Вспомним его «Письмо матери», ласковое, полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Лирика Есенина автобиографична. Она не только поэтический памятник времени, но и живая сила, воздейстующая на сознание и чувства людей. Из юношеского прошлого вернулось в поэзию Есенина светлая и нежная девушка- березка, с этим образом связывается его встреча с отчей землей:

Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.

Особенно значительны размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о приходящем и вечном в земном существовании. В лирике часто выделяют пессимистические мотивы. Критики называют его « певцом рябиновых ягод, багрянца осени, грусти и тоски по уходящему».

Конечно, у Есенина есть произведения, окрашенные печалью. Но есть и такая, где выражена тяга к жизни, к человеческой радости.

Нас не удивляют ликующие интонации в стихотворении «Весна».

Так пей же, грудь моя,

Весну!

Волнуйся новыми стихами!

С самых ранних стихов в его лирике- тема любви. В стихах о любви 1918-1919 годах слита воедино поэзия любви с поэзией природы. В стихотворении «Зеленая прическа…»

Девушка сравнивается с тонкой, заглядывающей в пруд березкой, ее косы- с ветвями.

Положение круто изменилось в цикле «Москва кабацкая». Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена. Любовь здесь не праздник сердца, она приносит человеку гибель, она губит его.

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющейся шелк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь- зараза,

Я не знал, что любовь- чума,

Подошла с прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Так бы и потонуло все в пьяном угаре, если бы не нотки раскаяния, которые слышатся в каждом стихотворении «кабацкого» цикла.

Пора расстаться с озорной

И непокорною отвагой.

Уж сердце напилось иной,

Кровь отрезвляющею брагой.

( « Пускай ты выпита другим»)

Первый раз запел я про любовь.

В цикле «Любовь хулигана» мы слышим сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь- как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без огляди.

( «Заметался пожар голубой…»)

Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая воспитывает человека в преданности и постоянстве. Такая любовь приносит уравновешенность и покой, она по-новому открывает мир, она помогает трезвым взглядом оценить дела и беды родной земли:

Теперь со многим я мирюсь

Без принужденья, без утраты.

Иною кажется мне Русь,

Иными- кладбища и хаты.

Стихи о любви, написанные в последние годы жизни поэта, проникнуты ненавистью и презрением ко всякого рода неправде в человеческих отношениях, к любви без тепла, без верности, без чести. Поэт гневно осуждает «напоенную ласками ложь», он не приемлет женщин « лживых и пустых» и с тоскою пишет с сердцах, не способных дарить людям любовь. В стихах о любви запечатлено человеческое страдение, бызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности.

Поэт Н. Рыленков писал: «Безошибочным чутьем поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихотворения. Стихи Есенина предельно чисты, искренни, большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную позицию.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Начало пути в бессмертие
Расин родился 21 декабря 1639 г. в Ферте-Милоне в семье провинциального судейского чиновника. Рано потеряв родителей, он остался на попечении своей бабки, которая поместила его в коллеж города Бове, а затем в школу Гранжа в Пор-Рояле. Учителями его стали янсенисты, члены одной из религиозных общин, оппозиционных по отношению к господст ...

Андрогинный тип творчества (Т. Толстая)
Для Т.Толстой характерна в произведениях постановка проблем, касающихся общечеловеческих вопросов бытия, центральных в мироощущении и мужчин и женщин: выбор пути, взаимоотношения с окружающими людьми, осознание себя в мире и своего предназначения. Во многих рассказах Толстой («Милая Шура», «Соня», «Река Оккервиль», «Любишь – не любишь») ...

Фантазия и реальность в новелле "Превращение"
Как бы тонко и любовно ни анализировали и ни разъясняли рассказ, музыкальную пьесу, картину, всегда найдется ум, оставшийся холодным, и спина, по которой не пробежит холодок, " . воспримем тайну всех вещей" [5, с.214],-печально говорит себе и Корделии король Лир, - и таково же мое предложение всем, кто всерьез принимает искусс ...