Тема природы
Страница 5

Авторские переживания в этих стихах отличаются нежностью и чистотой. Сила Есенина в том, что сокровенный уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах простых, неброских, но пронизанных трепетом души, покоряющих читательское сердце.

Вспомним его «Письмо матери», ласковое, полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Лирика Есенина автобиографична. Она не только поэтический памятник времени, но и живая сила, воздейстующая на сознание и чувства людей. Из юношеского прошлого вернулось в поэзию Есенина светлая и нежная девушка- березка, с этим образом связывается его встреча с отчей землей:

Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.

Особенно значительны размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о приходящем и вечном в земном существовании. В лирике часто выделяют пессимистические мотивы. Критики называют его « певцом рябиновых ягод, багрянца осени, грусти и тоски по уходящему».

Конечно, у Есенина есть произведения, окрашенные печалью. Но есть и такая, где выражена тяга к жизни, к человеческой радости.

Нас не удивляют ликующие интонации в стихотворении «Весна».

Так пей же, грудь моя,

Весну!

Волнуйся новыми стихами!

С самых ранних стихов в его лирике- тема любви. В стихах о любви 1918-1919 годах слита воедино поэзия любви с поэзией природы. В стихотворении «Зеленая прическа…»

Девушка сравнивается с тонкой, заглядывающей в пруд березкой, ее косы- с ветвями.

Положение круто изменилось в цикле «Москва кабацкая». Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена. Любовь здесь не праздник сердца, она приносит человеку гибель, она губит его.

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющейся шелк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь- зараза,

Я не знал, что любовь- чума,

Подошла с прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Так бы и потонуло все в пьяном угаре, если бы не нотки раскаяния, которые слышатся в каждом стихотворении «кабацкого» цикла.

Пора расстаться с озорной

И непокорною отвагой.

Уж сердце напилось иной,

Кровь отрезвляющею брагой.

( « Пускай ты выпита другим»)

Первый раз запел я про любовь.

В цикле «Любовь хулигана» мы слышим сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь- как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без огляди.

( «Заметался пожар голубой…»)

Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая воспитывает человека в преданности и постоянстве. Такая любовь приносит уравновешенность и покой, она по-новому открывает мир, она помогает трезвым взглядом оценить дела и беды родной земли:

Теперь со многим я мирюсь

Без принужденья, без утраты.

Иною кажется мне Русь,

Иными- кладбища и хаты.

Стихи о любви, написанные в последние годы жизни поэта, проникнуты ненавистью и презрением ко всякого рода неправде в человеческих отношениях, к любви без тепла, без верности, без чести. Поэт гневно осуждает «напоенную ласками ложь», он не приемлет женщин « лживых и пустых» и с тоскою пишет с сердцах, не способных дарить людям любовь. В стихах о любви запечатлено человеческое страдение, бызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности.

Поэт Н. Рыленков писал: «Безошибочным чутьем поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихотворения. Стихи Есенина предельно чисты, искренни, большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную позицию.

Страницы: 1 2 3 4 5 


«Повесть о Фроле Скобееве»
Фрол, мелкий чиновник (он площадной подьячий или ябедник, промышляющий перепиской и составлением юридических бумаг и ведением дел своих клиентов), сам настойчиво, любыми средствами устраивает свою судьбу. Он хитростью женится на дочери знатного стольника Нардина-Нащокина Аннушке и становится наследником движимого и недвижимого имущества ...

Героическая тема в литературе русского классицизма. Национальная особенность русского классицизма
Господствующим направлением в русской литера­туре к середине XVIII в. становится классицизм. «Классицизм как литературное направление, возникшее в определенную историче­скую эпоху, был явлением прогрессивным,— пишет современный исследователь.— Он помог созданию национального искусства, способствовал выработке идеалов гражданственности, ...

Островский
Александр Николаевич Островский (1823—1886)—исключительная фигура на фоне литературы XIX в. На Западе до появления Ибсена не было ни одного драматурга, которого можно было бы поставить в один ряд с ним. В жизни купечества, темного и невежественного, опутанного предрассудками, склонного к самодурству, нелепым и забавным прихотям, он наше ...