Тема природы
Страница 4

Написанные за рубежом лирические этюды пополнили собой цикл «Москва кабацкая».

Возвращение на Родину в августе 1923 года было праздником для поэта:

Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.

( « Мой путь » )

Все, знавшие Есенина, отметили в нем удивительную перемену. Поэт будто очистился от чего-то, освободился.«Поездка» на Запад дала ему возможность увидеть собственную страну издалека, а тот, иной мир – вблизи. Какою сладостной, духовно чистой, полной великих надежд оказалась его Родина в сравнении со странами буржуазного Запада!»

Сентябрь 1924 года Есенин предпринимает поездку на Кавказ. Здесь будут написаны его «маленькие поэмы»: «Письмо к женщине», «Русь уходящая», «Ответ», «Метель», «Весна» и др.

Здесь была создана лучшая «вершинная» поэма- « Анна Снегина». В ней определились некоторые мотивы из личной биографии поэта, и революционные события в Петрограде, и в деревне, очевидцем и участником которых был сам Есенин. Октябрь в деревне- главная тема «Анны Снегиной». Историческое мышление поэта дало ему возможность создать впечатляющие картины жизни в эпоху революционного перелома, отобразить силу и величие ленинской правды, доходящей до сознания крестьян:

И каждый с улыбкой угрюмой

Смотрел мне в лицо и глаза,

А я, отягченный думой,

Не мог ничего сказать.

Дрожали, качались ступени,

Но помню

Под звон головы:

«Скажи,

Кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он- вы».

Все, о чем поведал автор в поэме, - это увиденное и пережитое им самим.

Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа, прежде всего крестьян, в революции. Кульминационная сцена «Анны Снегиной»- это тревожный, взволнованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле:

«… Кричат нам

Что землю не троньте.

Еще не настал, мол, миг.

За что же тогда на фронте

Мы губим себя и других?»

Настойчиво их желания узнать правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ». «Он- вы», эта фраза- свидетельство понимания поэтом в годы создания «Анны Снегиной» народного характера Ленина, его взглядов, связи вождя революции с широкими народными массами. В поэме судьба героев связана с революционными событиями: деревенская беднота приветствует Советскую власть и идет за Лениным; есть собственники, есть крикуны и бездельники, ищущи в революции «легкой жизни».

Сама Анна Снегина выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Неодолимо притягивает нас сердечная доброта есенинских героев, их четность, мужественность, любовь и гражданская верность Родине.

В произведении очень ярко выражено жизнелюбие поэта, его восхищение окружающим миром, призрение ко всякому злу:

Привет тебе, жизни денница!

Встаю, одеваюсь, иду.

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

В «Анне Онегиной» перед нами открывается окружающий мир со всеми человеческими страстями, непримиримостью добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты, мир, охваченный революционной октябрьской бурей.

В последние годы жизни Есенин очень часто приезжал в родную деревню, для того чтобы в тишине работать над стихами, чтобы вновь ощутить привычную ему с детства обстановку тихой деревенской жизни… Работал он своеобразно: долго, иногда часами, ходил по комнате из угла в угол, обдумывал стихи. Обдумав строчку, он садился и записывал ее, потом вставал и вновь ходил по комнате;- рассказывала сестра поэта, Александра Есенина.

В деревне были написаны стихотворения « Возвращение на Родину», «Отговорила роща золотая». Эти произведения пронизаны глубокой, пронесенной через все невзгоды любовью к отчему краю:

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежестью полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси-

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

В полях этих не все осталось по-прежнему. Поэту не хочется видеть в деревне соху и лачугу, с надеждой внимает он звукам моторов, выезжающих на пахотное поле.

Страницы: 1 2 3 4 5


Джордж Ноэл Гордон Байрон и его лирика
До Байрона не было поэта, который с таким же правом мог бы притязать на роль кумира своего поколения, и не только в Англии. Стихами Байрона зачитывались, а самому ему (вернее, тому лирическому герою, в котором видели автопортрет поэта) откровенно подражали. Когда Байрон погиб, его смерть оплакивала вся мыслящая Европа. Его творчество пр ...

Сказки. Сказки О Животных
1. МЕДВЕДЬ – ЛИПОВАЯ НОГА Жили старик со старухой. Поехал старик в лес за дровами. Бежит медведь.- Дедушка,- говорит,- спаси. Меня охотники убивают. Завалился в сани под дрова медведь, а старик думает: "Вот мяса-то сколько будет у меня. Старухе привезу сколько!" Что же делать?! Привязал его сильно, как рубанет! Ногу и отруб ...

Мотив изоморфности мира и текста (языка)
Сходство структуры бытия, космоса, и текста (языка) — инвариантный мотив Бродского, родственный представлениям барокко о мире как о совершенном творении — произведении Бога — непревзойденного художника. Этот мотив объясняет поэтику неразличения знаков и вещей у Бродского, но эксплицирован лишь в нескольких поэтических текстах: «Воздух — ...