Тема природы
Страница 2

« Ой ты, Русь моя кроткая,

Лишь к тебе любовь берегу».

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. От проникновенных стихов о стране « березового ситца», шире ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав, до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отчизне.

Время Есенина- время крутых поворотов в истории нашей страны. Оно помечено и революционными баррикадами 1905 года, и пожаром мировой войны, и крушением самодержавия и февральские дни семнадцатого года, и октябрьским залпом « Авроры». Самозабвенная любовь к России, кровная связь с народной жизнью помогает Есенину- поэту и гражданину- находить свой путь к главной правде века.

Грандиозен и прекрасен был путь великого революционного похода трудовой России в будущее. Вместе с тем он был суров, драматичен, многотруден.

Есенин не только прекрасно знал жизнь крестьянской России, он был ее сыном. Болел ее болями, радовался ее радостям. Всем сердцем и умом он был с крестьянской демократической Русью в эпоху крушения старого, буржуазного мира и рождения нового, революционного. Это способствовало тому, что Есенин стал истинно народным, национальным поэтом и сказал свое правдивое слово о главных революционных событиях своей эпохи.

Уже в стихах, созданных Есениным в 1917- 1918 годах, отчетливо слышны раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата.

Поэта все больше захватывает вселенский, космический размах событий.

В те незабываемые дни в его стихи врывались из бурной революционной действительности чеканные, напряженные ритмы.

Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

Дыхание революционной грозы коснулось и лирических стихотворений Есенина, полных любви к Родине. Радость обновления родной земли захватила поэта.

Казалось, еще немного усилий – и извечная мечта русского пахаря о « золотом веке» станет явью.

Но жизнь революционной Руси разворачивалась все круче.

Наперекор всем трудностям, в ожесточенной схватке с врагом прокладывал пролетариат России дорогу в социалистическое будущее. Именно в этот сложный период классовых битв и проявился « крестьянский уклон» Есенина.

В произведениях этот уклон отражал те реальные противоречия, которые были характерны для русского крестьянина в период революции.

Суровые будни « военного коммунизма» потребовали железной дисциплины, подчинения всей жизни страны единой цели- победить врага.

Трудно было сразу осмыслить этот исторически неизбежный поворот в жизни страны. В это суровое время дрогнуло сердце « последнего поэта деревни»:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Перед поэтом встает вопрос: « куда несет нас рок событий?». Ответить на него было не легко. Всюду были видны следы войны и разрухи: голодные, опустевшие села. Неухоженные поля. Тогда-то Есенин слагает свой «Сорокоуст»:

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуя.

Какая боль и скорбь о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревни звучит в « Сорокоусте».

Никуда вам не скрыться от гибели,

Никуда не уйти от врага.

Вот он, вот он с железным брюхом,

Тянет к глоткам равнин пятерню…

Процесс революционного преобразования жизни шел так, как думал поэт. Российская деревня меняла свой хозяйственный уклад, переделывала природу, перестраивала быт, шла от кустарного, мелкого, отсталого земледелия к более эффективному, современному.

На глазах поэта умирала старая патриархальная Русь. Что ждет Россию в будущем? Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому миру? А значит, сохранить и себя, и весь род человеческий!

Сколько светлой надежды и веры в будущее Руси советской с стихах, сколько в них человеколюбия и милосердия.

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

Россия была, быть может единственной любовью Есенина. Вне нее не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни славы. В ней- все, без нее- ничего.

Тема двух Россий – уходящей и Советской,- уже ясно обозначенная Есениным в « Возвращении на Родину», получает свое дальнейшее развитие в его « маленьких поэмах», названия которых- « Русь советская» и «Русь уходящая»- полны глубоко внутреннего смысла.

Страницы: 1 2 3 4 5


Сходство и различие женских образов в повести Л. Чуковской "Софья Петровна" и в поэме А. Ахматовой "Реквием"
Итак, перед нами произведения двух разных авторов. Произведения написаны в 30-40 годы XX века и рассказывают о страшной трагедии не только отдельного человека, но и всего народа. В центре внимания и Чуковской, и Ахматовой женская судьба матери, потерявшей сына. Я думаю, это не случайно: именно женщина чутко реагирует на происходящие во ...

Художественные модели гендерного поведения героев
Рассмотрение доминант внутреннего мира героини / героя, естественно, продолжается анализом их поведения. В литературоведении уже отмечалось, что автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо, переживаний, мыслей, речи персонажей, но и на манеру совершения действий, то есть на формы поведения. Ав ...

Вопрос периодизации творчества зрелого периода Шекспира
Было время, когда пьесы Шекспира группировали по сюжетам: и получалась группа комедий, группа трагедий, хроники из английской истории, римские трагедии. Эта группировка вполне искусственна: соединяя в одно пьесы разных эпох, разных настроений и разных литературных приёмов, она ни в чём не уясняет эволюции творчества Шекспира. Используем ...