Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Страница 1

"Поэмы занимают в творчестве Лермонтова не меньшее по сравнению с лирикой место. Всего Лермонтовым было написано 30 поэм. Некоторые из них не окончены, мотивы других переселились в новые произведения. Наиболее интенсивно разработка жанра поэмы осуществлялась в раннем творчестве, но подлинные удачи пришли к Лермонтову позднее. <…> Лермонтовская поэма имеет глубокие связи с декабристской и байронической поэмой, с пушкинской шутливо-иронической поэмой, на лермонтовской поэме лежит отпечаток новых, реалистических тенденций, сказывающихся в тяготении к повествовательному стилю, к повести или роману в стихах" [Коровин, 1973, 149]. Как и в лирике М.Ю.Лермонтова, в его поэмах образы моря и паруса занимают важное место.

Уже в созданной в 1828 году под впечатлением пушкинских "Братьевразбойников" поэме "Корсар" мы находим образы моря и паруса. Казалось бы, в поэме, посвященной пирату, море должно быть лишь фоном, на котором происходят события, пейзажем, а паруса лишь снасти корабля, но у М.Ю.Лермонтова это не так.

После смерти брата, единственного близкого человека, главный герой бежит из родного края. И куда? В Грецию.

Уж море синее, блестя

Под солнцем пламенным Востока,

Как шум нагорного потока,

Обрадовало вдруг меня…

Но как спастися нам от рока!

Я здесь нашел, здесь погубил

Почти все то, что я любил.

Море становится символом жизни, освещенное солнцем, оно дарит надежду. Но море здесь также символ рока, от которого не уйти. Море – арена, на которой разыгрываются страсти. Будущий корсар пока не знает, что его ждет. Море для него – символ предстоящих радостей, именно поэтому оно видится главному герою блестящим "под солнцем".

Где Геллеспонт седой, широкий,

Плеская волнами, шумит

Покрытый лесом, одинокий,

Афос задумчивый стоит.

Венчанный грозными скалами,

Как неприступными стенами

Он окружен. Ни быстрых волн,

Ни свиста ветров не боится.

Беда тому, чей бренный челн

Порывом их к нему домчится.

Его высокое чело

Травой и мохом заросло.

Между стремнин, между кустами,

Изрезан узкими тропами,

С востока ряд зубчатых гор

К подошве тянутся Афоса,

И башни гордого Лемоса

Встречает удивлений взор…

Порою корабли водами

На быстрых белых парусах

Летали между островами,

Как бы на лебедя крылах.

Геллеспонт – это древнегреческое название Дарданелльского пролива, но М.Ю.Лермонтов назвал этим словом северную часть Эгейского моря. Эпитет "седой" показывает нам, что волны покрыты пеной. Афос (гора Афон) противопоставлен морю и кораблям как жизнь и смерть. Афос способен погубить "бренный бренный челн", но "корабли … на быстрых белых парусах" презирают опасность; море для них – жизнь. Образ паруса здесь – символ человека, идущего по жизни легко, способного всего добиться. Помимо символического значения пейзаж осуществляет свою эстетическую функцию, воспроизводит природу в художественных образах, в словах, красках.

Влиться в жизнь мечтает главный герой поэмы, он хочет "плыть в морях широких", желал "Пленить, рубить, в морях летать…" Ведь для "шайки удалой" море – союзник, который всегда поможет убежать: "Барка … была готова для побега". Пытаясь окунуться в жизнь, полную страстей, главный герой уходит с корсарами в море. Жизнь опьяняет его.

Как весело водам предаться,

Друзья мои, в морях летать…

Но и разочаровывает. Благоволение судьбы уже не радует корсара.

Потом мы часто в корабли

Опять садились, в быстры волны

С отважной дерзостью текли,

Какой-то гордостью полны.

Мы правы были: дом царей

Не так велик, как зыбь морей.

Образ моря сравнивается с царским жилищем, причем "зыбь морей" несравненно больше. Существование пиратов сравнимо с волнениями моря, такое же стремительное, шумное Корсары и волны становятся как бы одной стихией. Но человек не должен быть холодной волной. Море-жизнь не может всегда быть благосклонным. И начинается буря.

Надулись волны, море плещет

И молния во мраке блещет.

Но наших храбрых удальцов

Ничто б тогда не испугало,

И море синее стонало

От резких корабля следов.

Шипящей пенною белеет

Корабль. Вдруг рвется к небесам

Волна, качается, чернеет

И возвращается волнам.

Нам в оном ужасе казалось,

Что море в ярости своей

С пределами небес сражалось…

Морской пейзаж усиливает эмоциональное звучание поэмы. Конфликт в природе предсказывает будущий конфликт внутри корсара. Бушующее море – символ надвигающейся страсти. Корсары спасают терпящих бедствие людей, среди которых "гречанка молодая". С тех пор, как главный герой ее увидел, он, "как выброшенный на берег корабль", "омертвел", "окаменел". Море привело его к опустошению. Пиратам казалось, что море борется с небом, что символизирует борьбу человека с самим собой. Помимо способности сражаться море наделено и другими свойствами людей: стонать, быть в ярости. Образ моря выступает в поэме как действующее лицо, сопровождает человека и взаимодействует с ним.

Страницы: 1 2 3 4


Лермонтов М. Ю. Короткий миг творчества
Поэзия Лермонтова сразу, точнее не скажешь, берет в плен то могучим напором напряженного «железного стиха», то нежными и трогательными звуками, то неторопливой, размеренно текущей разговорной речью. Ораторская патетика стихотворения «Смерть Поэта» («А вы, надменные потомки .») легко уживается в лирике поэта с музыкальностью «Русалки» (« ...

«Человеческая комедия»
Творческие планы Бальзака разрастались, одновременно получая более определенную форму. Все уже созданное и создаваемое и то, что он когда-либо еще напишет, виделось ему как некий цельный «портрет века». Здесь должна была выразиться вся Франция — все главные противоречия и конфликты эпохи, все человеческие типы, классы, профессии. В огро ...

Церковнославянская письменность.
Как известно, из славянских языков первым получил литературное употребление язык церковнославянский. Здесь не место распространяться о том, славянскому племени принадлежал этот язык- болгарам или паннойцам; для нас важно толко то, что он был потреблен Кириллом и Мефодием для переводов с греческого и что после Кирилла и Мефодия он сдел ...