Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Страница 2

В поэме "Джюлио" (1830 год), которую автор назвал повестью, уже в первой строфе мы сталкиваемся с образом паруса. "Бегущий белый парус рыбака" почти не виден с высоты скал. Свободный парус противопоставлен руднику, в котором Джюлио как бы похоронил себя заживо, спрятавшись от жизни.

Затем перед нами предстает судьба главного героя:

…Где любят моря синие валы

Баюкать тень береговой скалы…

Вблизи Неаполя мой пышный дом

Белеется на берегу морском…

Пейзаж вырисовывает перед читателем Родину главного героя. Море – символ жизни, тихой любви; дом, а, значит, и место Джюлио были там. Но Джюлио этого было мало. Он уходит от любящей его Лоры, из родного города в поисках новых ощущений. Главный герой приезжает в Венецию, стоящую на воде, где вечный карнавал. Карнавал – символ лицемерия. Огни города, веселье, всю жизнь людей здесь отражает море. Образ моря – образ зеркала, в которое общество не хочет взглянуть. Но вот Джюлио встречает Мелину. Вспыхивает любовь:

…Далеко в море, светлая волна,

Играющим лучом пробуждена…

Образ моря – символ любви, новой и страстной. Эту любовь пробуждает солнечный луч. Но и любовь предает Джюлио. Поэтому он и бежит от жизни, от моря.

Поэма "Исповедь" предположительно написана во второй половине 1831 года. В ней повествуется о молодом человеке, приговоренном к казни. Пришедшему к нему монаху он пытается "душу … рассказать". Юноша пытается отстоять свое право на любовь. И как только возникает образ страсти, появляется и образ моря:

Когда над бездною морской

Свирепой бури слышен вой

И гром гремит по небесам,

Вели не трогаться волнам

И сердцу бурному вели

Не слушать голоса любви!

Образ моря в этой поэме – символ страсти, как не возможно остановить волны, так не мыслимо остановить порывы сердца. Параллелизм образа моря и образа любви показывает их родственную природу.

В поэме "Последний сын вольности" (вторая половина 1830 – первая половина 1831 года) мы уже во второй строке читаем:

…Летучий парус рыбака

Над волнами славянских рек!

Образ паруса – символ свободного человека, символ вольности, которую потеряли славяне. "Кривичи, славяне, весь и чудь" когда-то отправили "послов за море синее", чтобы позвать "князей варяжских стран". Море в "Песне Ингелота" символизирует различие между варяжской и славянской культурами. Князья обещают не вести за собой дружины.

Но с зарей блеснуло множество

Острых копий, белых парусов

Сквозь синеющий туман морской!

Используя метонимию, М.Ю.Лермонтов переносит по смежности значение "люди" на паруса, под которыми эти люди плывут. Образ белых парусов – образ свободных индивидов, порабощающих других людей. Но не все приняли порабощение, некоторые решили уйти:

Сегодня с этих берегов

В ладью вступило семь бойцов:

Один старик, шесть молодых!

Вадим отважный был меж них.

И белый парус понесло

Порывом ветра, и весло

Ударилось о синий вал.

И в той ладье Вадим стоял

Между изгнанников-друзей,

Подобный призраку морей!

И море, и парус выступают здесь символами свободы, вольности. Изгнанники отдались в руки судьбы, как парус "порыву ветра". Пейзаж помогает читателям понять душевное состояние "семи бойцов", неспокойное море отражает тревогу изгнанников.

Но в сердце Вадима "любви есть место". И образ моря соотносится с образом любви. Море – символ страстной любви.

Как моря вид, как вид степей,

Любовь дика в стране моей…

Сравнивая любовь Вадима с морем, М.Ю.Лермонтов показывает не только масштабы этого чувства, но и его силу, порывистость.

Леда, возлюбленная Вадима, была обесчещена Руриком и погибла. Вернувшийся на Родину Вадим находит ее мертвое тело. Для сурового и дикого славянина было все потеряно. Он вызывает Рурика на бой:

Кипя, с оружием своим,

На князя кинулся Вадим;

Так над пучиной бурных вод

На легкий челн бежит волна –

И сразу лодку разобьет

Или сама раздроблена.

М.Ю.Лермонтов сравнивает битву двух витязей с вечной борьбой волны и лодки, вечной борьбой индивида и его судьбы. Последний сын вольности гибнет в битве, "пучина бурных вод" побеждает.

Образ паруса в "Последнем сыне вольности" дважды употребляется с эпитетом "белый", один раз – с эпитетом "летучий".

Поэма "Ангел смерти" (1831 год) отнесена автором к жанру повести. Главный герой повести, юный Зораим, жил в пещере, находившейся на высоком холме, который "вдался в море". Холм – символ статичности среди движения, образ моря – символ бурлящей жизни. Море и холм противопоставлены друг другу как движение и неподвижность. С Зораимом была его возлюбленная, Ада. Девушка погибла, но Ангел смерти, пожалев юношу, вселился в ее тело. У влюбленных друг в друга молодых людей все было хорошо, но Зораима более не удовлетворяла спокойная жизнь:

Страницы: 1 2 3 4


Международные литературные связи
Симфоническое единство, о котором шла речь, «обеспечивается» всемирной литературе, прежде всего, единым фондом преемственности, также общностью стадий развития (от архаической мифопоэтики и жесткого традиционализма к свободному выявлению авторской индивидуальности). Начала сущностной близости между литературами разных стран и эпох имену ...

Причитания. Плач по старосте
Вопит старостиха: Спаси, господи, спорядныих суседушек! Благодарствую крестьянам православным, Не жалели, что рабочей поры – времени, Хоронить пришли надежную головошку – Уж вы старосту-судью за поставленую! Он не плут был до вас, не лиходейничек, Соболезновал об обчестве собраном, Он стоял по вам стеной да городовой От этых ми ...

Литература XX века. М.М.Зощенко. Художественный мир писателя. Изображение «маленького человека» новой России
Страдания «маленького человека» — тема не новая в русской литературе. Она в полном объеме была представлена в гениальных творениях Гоголя, Достоевского, Чехова. Рассказы Зощенко продолжают проблематику произведений о «маленьком человеке», берущую начало из гоголевской «Шинели». Однако это совершенно иной взгляд, иная трактовка старой т ...