Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Страница 2

В поэме "Джюлио" (1830 год), которую автор назвал повестью, уже в первой строфе мы сталкиваемся с образом паруса. "Бегущий белый парус рыбака" почти не виден с высоты скал. Свободный парус противопоставлен руднику, в котором Джюлио как бы похоронил себя заживо, спрятавшись от жизни.

Затем перед нами предстает судьба главного героя:

…Где любят моря синие валы

Баюкать тень береговой скалы…

Вблизи Неаполя мой пышный дом

Белеется на берегу морском…

Пейзаж вырисовывает перед читателем Родину главного героя. Море – символ жизни, тихой любви; дом, а, значит, и место Джюлио были там. Но Джюлио этого было мало. Он уходит от любящей его Лоры, из родного города в поисках новых ощущений. Главный герой приезжает в Венецию, стоящую на воде, где вечный карнавал. Карнавал – символ лицемерия. Огни города, веселье, всю жизнь людей здесь отражает море. Образ моря – образ зеркала, в которое общество не хочет взглянуть. Но вот Джюлио встречает Мелину. Вспыхивает любовь:

…Далеко в море, светлая волна,

Играющим лучом пробуждена…

Образ моря – символ любви, новой и страстной. Эту любовь пробуждает солнечный луч. Но и любовь предает Джюлио. Поэтому он и бежит от жизни, от моря.

Поэма "Исповедь" предположительно написана во второй половине 1831 года. В ней повествуется о молодом человеке, приговоренном к казни. Пришедшему к нему монаху он пытается "душу … рассказать". Юноша пытается отстоять свое право на любовь. И как только возникает образ страсти, появляется и образ моря:

Когда над бездною морской

Свирепой бури слышен вой

И гром гремит по небесам,

Вели не трогаться волнам

И сердцу бурному вели

Не слушать голоса любви!

Образ моря в этой поэме – символ страсти, как не возможно остановить волны, так не мыслимо остановить порывы сердца. Параллелизм образа моря и образа любви показывает их родственную природу.

В поэме "Последний сын вольности" (вторая половина 1830 – первая половина 1831 года) мы уже во второй строке читаем:

…Летучий парус рыбака

Над волнами славянских рек!

Образ паруса – символ свободного человека, символ вольности, которую потеряли славяне. "Кривичи, славяне, весь и чудь" когда-то отправили "послов за море синее", чтобы позвать "князей варяжских стран". Море в "Песне Ингелота" символизирует различие между варяжской и славянской культурами. Князья обещают не вести за собой дружины.

Но с зарей блеснуло множество

Острых копий, белых парусов

Сквозь синеющий туман морской!

Используя метонимию, М.Ю.Лермонтов переносит по смежности значение "люди" на паруса, под которыми эти люди плывут. Образ белых парусов – образ свободных индивидов, порабощающих других людей. Но не все приняли порабощение, некоторые решили уйти:

Сегодня с этих берегов

В ладью вступило семь бойцов:

Один старик, шесть молодых!

Вадим отважный был меж них.

И белый парус понесло

Порывом ветра, и весло

Ударилось о синий вал.

И в той ладье Вадим стоял

Между изгнанников-друзей,

Подобный призраку морей!

И море, и парус выступают здесь символами свободы, вольности. Изгнанники отдались в руки судьбы, как парус "порыву ветра". Пейзаж помогает читателям понять душевное состояние "семи бойцов", неспокойное море отражает тревогу изгнанников.

Но в сердце Вадима "любви есть место". И образ моря соотносится с образом любви. Море – символ страстной любви.

Как моря вид, как вид степей,

Любовь дика в стране моей…

Сравнивая любовь Вадима с морем, М.Ю.Лермонтов показывает не только масштабы этого чувства, но и его силу, порывистость.

Леда, возлюбленная Вадима, была обесчещена Руриком и погибла. Вернувшийся на Родину Вадим находит ее мертвое тело. Для сурового и дикого славянина было все потеряно. Он вызывает Рурика на бой:

Кипя, с оружием своим,

На князя кинулся Вадим;

Так над пучиной бурных вод

На легкий челн бежит волна –

И сразу лодку разобьет

Или сама раздроблена.

М.Ю.Лермонтов сравнивает битву двух витязей с вечной борьбой волны и лодки, вечной борьбой индивида и его судьбы. Последний сын вольности гибнет в битве, "пучина бурных вод" побеждает.

Образ паруса в "Последнем сыне вольности" дважды употребляется с эпитетом "белый", один раз – с эпитетом "летучий".

Поэма "Ангел смерти" (1831 год) отнесена автором к жанру повести. Главный герой повести, юный Зораим, жил в пещере, находившейся на высоком холме, который "вдался в море". Холм – символ статичности среди движения, образ моря – символ бурлящей жизни. Море и холм противопоставлены друг другу как движение и неподвижность. С Зораимом была его возлюбленная, Ада. Девушка погибла, но Ангел смерти, пожалев юношу, вселился в ее тело. У влюбленных друг в друга молодых людей все было хорошо, но Зораима более не удовлетворяла спокойная жизнь:

Страницы: 1 2 3 4


Образ Абая
Центральный герой эпопеи - творческая личность, великий поэт, философ и гуманист. Абай показан в многосторонней, глубочайшей связи с эпохой, с на­родом. Стилистическое многообразие романа органически связано с образом главного героя, с теми проблемами, которые ему прихо­дится решать. Поэт-мыслитель то погружен в размышления о самых сл ...

Поэтический монолог « о времени и себе»
Русская литература прошлого проявила не мало усилий для разрешения вопроса о «Власти земли» над крестьянином в условиях социальной несправедливости. Есенин-первый крестьянский поэт, сделавший попытку внутренне преодолеть эту «власть земли». Его опыт не прошел бесследно в советской поэзии, его, несомненно, учитывали многие поэты. Значен ...

Волшебные сказки
9. ИВАН СУЧЕНКО И БЕЛЫЙ ПОЛЯНИН Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей Каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый. И шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут – похваляются, сами собой забавляются: «Были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская ба ...