Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Страница 4

Образы моря и паруса наиболее часто встречаются в ранних поэмах М.Ю.Лермонтова, а в более поздних – их практически нет. Образ моря поэт часто изображает бушующим, во многих поэмах море соотносится с эпитетом "синий", характерным для фольклора.

Образ моря в поэзии М.Ю.Лермонтова встречается очень часто, особенно в ранний период его творчества. В стихотворениях поэта, написанных как в ранний, юношеский период, так ив более зрелой лирике образ моря символизирует жизнь, судьбу, как, например, в "Желании" ("Отворите мне темницу…") или "Памяти А.И. Достоевского ", иногда эта уже уходящая жизнь, как в "Челноке", в некоторых стихотворениях это борьба с судьбой. Во многих стихотворениях любовной тематики море является символом страсти, например, в "Балладе", "Сонете" и многих других. Иногда образ моря – символ человеческого общества, как в стихотворении "Люди волны", думе "Наполеон". В лирике М.Ю.Лермонтова море одновременно является и символом свободы ("Желание") и несвободы ("Примите дивное посланье…").

Образ паруса появляется в лирике М.Ю.Лермонтова гораздо реже, чем образ моря. Парус символизирует индивида в море жизни ("Парус"). Образ паруса может отражать и суетность человеческого бытия ("Воздушный корабль"). Парус может символизировать не самого индивида, а лишь его возможность пуститься в путешествие по морю жизни ("Желание"). В стихотворении "Парус" образы моря и паруса символизируют борьбу индивида с судьбой.

В поэмах М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса имеют похожее значение. Образ моря, к которому поэт обращался гораздо чаще, чем к образу паруса, является символом судьбы человека в поэмах "Корсар", "ИзмаилБей", имеет значение "жизнь" в "Ангеле смерти" и "Джюлио", символизирует свободу и страсть в "Последнем сыне вольности", Является символом смерти и страсти в "Демоне".

Образ паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова символизирует мимолетность, свободу, даже самого человека.

Следовательно, к образам-символам моря и паруса М.Ю.Лермонтов обращался в течение всего своего поэтического пути. Роль этих романтических образов велика, их символическое значение разнообразно, но чаще образ моря – символ бытия, а образ паруса – символ индивида. Наиболее ярко мотив борьбы моря и паруса проявился в стихотворении "Парус".

Страницы: 1 2 3 4 


Эпоха романтизма
Эпоха романтизма и один из её главных героев — Джордж Байрон,— отстоят от нас почти двумя столетиями. За это время в мировой истории и культуре произошло много событий, повлекших за собой смену как политических и экономических систем, так и художественных направлений и школ. Изменения охватили все стороны жизни человека, начиная от его ...

Художественное воплощение гендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества
Основываясь на литературном материале, наука создает две противопоставленные модели, две типологии персонажей. В основе одной – типологии мужских персонажей – лежит социальный фактор, т.е. фактор культуры: «маленький человек», «лишний человек», «новый человек». Типология женских персонажей в целом укладывается в оппозицию добродетель / ...

Этапы жизни Артура Конан Дойля
За время последней, предсмертной болезни Конан Дойль нарисовал шуточную автобиографическую картинку «Старый конь»: он изобразил себя под видом понурой, дряхлой клячи, которая тянет тяжело груженый воз («труд всей жизни»), а позади длинный путь. Разные вехи на этом пути. Конан Дойль обозначил те, что казались ему существенными, символиче ...