Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Страница 4

Образы моря и паруса наиболее часто встречаются в ранних поэмах М.Ю.Лермонтова, а в более поздних – их практически нет. Образ моря поэт часто изображает бушующим, во многих поэмах море соотносится с эпитетом "синий", характерным для фольклора.

Образ моря в поэзии М.Ю.Лермонтова встречается очень часто, особенно в ранний период его творчества. В стихотворениях поэта, написанных как в ранний, юношеский период, так ив более зрелой лирике образ моря символизирует жизнь, судьбу, как, например, в "Желании" ("Отворите мне темницу…") или "Памяти А.И. Достоевского ", иногда эта уже уходящая жизнь, как в "Челноке", в некоторых стихотворениях это борьба с судьбой. Во многих стихотворениях любовной тематики море является символом страсти, например, в "Балладе", "Сонете" и многих других. Иногда образ моря – символ человеческого общества, как в стихотворении "Люди волны", думе "Наполеон". В лирике М.Ю.Лермонтова море одновременно является и символом свободы ("Желание") и несвободы ("Примите дивное посланье…").

Образ паруса появляется в лирике М.Ю.Лермонтова гораздо реже, чем образ моря. Парус символизирует индивида в море жизни ("Парус"). Образ паруса может отражать и суетность человеческого бытия ("Воздушный корабль"). Парус может символизировать не самого индивида, а лишь его возможность пуститься в путешествие по морю жизни ("Желание"). В стихотворении "Парус" образы моря и паруса символизируют борьбу индивида с судьбой.

В поэмах М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса имеют похожее значение. Образ моря, к которому поэт обращался гораздо чаще, чем к образу паруса, является символом судьбы человека в поэмах "Корсар", "ИзмаилБей", имеет значение "жизнь" в "Ангеле смерти" и "Джюлио", символизирует свободу и страсть в "Последнем сыне вольности", Является символом смерти и страсти в "Демоне".

Образ паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова символизирует мимолетность, свободу, даже самого человека.

Следовательно, к образам-символам моря и паруса М.Ю.Лермонтов обращался в течение всего своего поэтического пути. Роль этих романтических образов велика, их символическое значение разнообразно, но чаще образ моря – символ бытия, а образ паруса – символ индивида. Наиболее ярко мотив борьбы моря и паруса проявился в стихотворении "Парус".

Страницы: 1 2 3 4 


Творчество Байрона и Россия
Сравнение русской романтической поэзии с её английским образцом было общим местом в литературной критике 20-30-х гг. 19 в. Вот что, например, писал И.В. Киреевский о А.С. Пушкине начала двадцатых годов: «…подобно Байрону, он в целом мире видит одно противоречие, одну обманутую надежду, и почти каждому из его героев можно придать названи ...

Пространственное удаление, «откат»
Во многих стихотворениях Бродского доминантную роль играет прием отдаления точки зрения в пространстве от изображаемого предмета — вплоть до ее перемещения в космические сферы. Это пространственное отдаление — знак отдаления, отчуждения психологического и экзистенциального. Среди ранних произведений такой прием является доминантным в «Б ...

Вторая ссылка на Кавказ
Когда Лермонтов, вторично приговоренный к ссылке, уезжал из Петербурга на Кавказ, он чувствовал сильную усталость и говорил своим друзьям, что постарается как можно скорее найти смерть. А.И. Герцен «О развитии революционных событий в России» Почти весь май 1840 года по пути на Кавказ Лермонтов провёл в Москве, постоянно встречаясь с м ...