Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Страница 3

Однажды на скале прибрежной,

Внимая плеск волны морской,

Задумчив, рядом с Адой нежной,

Сидел изгнанник молодой.

Лучи вечерние златили

Широкий синий океан

И видно было сквозь туман,

Как паруса вдали бродили.

Пейзаж отражает состояние главного героя. Отгородившейся от жизни Зораим видит проявления этой жизни и стремится к ней. Вновь мы видим образ паруса. Далекий парус символизирует здесь свободную личность, способную на подвиги; именно таким хочет быть Зораим. Море – символ бурлящей жизни, куда стремится юноша. Зораим идет за мечтой, бросив Аду, и погибает.

В написанной в 1832 году поэме "ИзмаилБей" образ моря встречается три Раза, несмотря на то, что действие происходит в горах. Первый – в восемнадцатой строфе второй части:

Так, древле, в море кинул царь алмаз,

Но гордый камень в свой урочный час

Ему обратно отдан был волнами!"

Образ моря является в этом фрагменте символом судьбы, которой в равной степени подчинены и древний царь, и ИзмаилБей. В этой же строфе море становится "морем бед". В первой строфе третьей части образ моря рисуется как подтверждение могущества славянских народов:

"Какие степи, горы и моря

Оружию славян сопротивлялись?

Здесь, несомненно, метонимия: имеются ввиду не сами "степи, горы и моря", а народы, живущие там. Образ моря в этих строках символизирует покоренный народ. В третий раз образ моря возникает в конце последней части. Лицо Измаила сравнивается с "глубиной морей", куда никто не проникнет. Море – символ тайны.

В поэме "Хаджи Арбек" (18331834 годы) облако сопоставляется с парусом розовым. Подобное сравнение показывает не только сходство формы облака с формой паруса, но и похожесть неба с морем:

В ущелье облако проснулось,

Как парус розовый, надулось

И понеслось по вышине.

Эпитет "розовый" в творчестве М.Ю.Лермонтова необычен в сочетании с образом паруса.

В поэме "Боярин Орша" (18351836 года) образ моря мы встречаем лишь однажды, когда в рассказываемой Соколом сказке царь велит свою дочь и конюха засмолить в бочку "И в сине море укатить…" Образ моря становится символом неминуемой смерти.

В поэме "Демон", над которой М.Ю.Лермонтов работал много лет, в последней варианте встречается образ "поврежденной" ладьи "без парусов и без руля", которая "плывет, не зная назначения". Демон сравнивает себя с этой ладьей. Образ паруса в данном случае – символ жизненных и моральных принципов и нравственных ценностей, которых лишен падший ангел.

В другой редакции "Демона", датированной 1831 годом образ моря встречается гораздо чаще. М.Ю.Лермонтов переносит действие на побережье:

Однажды, вечером, меж скал

И над седой равниной моря,

Без дум, без радости, без горя,

Беглец Эдема пролетал…

Море символизирует страсть демона к молодой монахине. Сначала девушка была чиста мыслями. В ее песне возникает образ паруса:

Как парус над бездной морской,

Как под вечер златая звезда,

Явился мне ангел святой –

Не забуду его никогда.

Образ паруса в этой песне символизирует мимолетность. Парус сравнивается с явлением ангела. Но образ моря в "Демоне" не только символ страсти "беглеца Эдема", но и символ окруживших молодую монахиню мук, искушений и страстей:

И море пенится и злится,

И сильно плещет и шумит,

Когда волнами устремится

Обнять береговой гранит:

Он вдался в море одиноко,

На нем чернеет крест высокий.

Всегда скалой отражена,

Покрыта пылью белоснежной,

Теснится у волны волна,

И слышен ропот их мятежный,

И удаляются толпой,

Другим предоставляя бой.

Так М.Ю.Лермонтов изображает могилу девушки. Даже погибнув, монахиня не обрела покоя. Пейзаж отражает душевное состояние героини. По сути, молодая монахиня боролась с самой собой: часть ее души стремилась к ангельскому, часть – к демоническому. "Береговой гранит", отождествляющийся с нравственными убеждениями монахини, противопоставлен морю страстей, которое "пенится и злится", "сильно плещет и шумит"; одна за другой волны волныискушения атакуют скалу; поэтому душа девушки никогда не обретет покоя.

Позднее М.Ю.Лермонтов изменил концовку поэмы, в окончательном варианте Тамара обрела вечный покой в раю. Образ моря не мыслился поэтом сопоставимым со спокойствием, поэтому данный эпизод не был включен в окончательный вариант.

Страницы: 1 2 3 4


Эпоха возрождения, титаны ренессанса:
ПЛАН Эпоха Возрождения. 1. Раннее Возрождение. А. Джотто. Б. Брунеллески. 2. Высокое Возрождение А. БрамантеТитаны Ренессанса. 1. Леонардо да Винчи. 2. Рафаэль Санти. 3. Микеланжело. 4. Тициан. 3. Позднее Возрождение ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, началаформироваться раннебуржуазная культу ...

Биография С.А. Есенина
Есенин Сергей Александрович 03.10.1895 - 28.12.1925 Родился в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос и воспитывался в семье деда по матери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Ранние духовные впечатления оформляются в атмосфере глубокого народного православия. В то же ...

Сведенборг
В 1745 г. в культурном мире Европы произошло необычайное событие: некий уважаемый и всеми признанный ученый, занимавшийся математикой, астрономией, механикой, горным делом, т.е. самыми серьезными, точными, материалистическими, сказали бы мы, науками, удостоившийся звания почетного члена Петербургской Академии наук, - объявил себя . &quo ...