Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Страница 3

Однажды на скале прибрежной,

Внимая плеск волны морской,

Задумчив, рядом с Адой нежной,

Сидел изгнанник молодой.

Лучи вечерние златили

Широкий синий океан

И видно было сквозь туман,

Как паруса вдали бродили.

Пейзаж отражает состояние главного героя. Отгородившейся от жизни Зораим видит проявления этой жизни и стремится к ней. Вновь мы видим образ паруса. Далекий парус символизирует здесь свободную личность, способную на подвиги; именно таким хочет быть Зораим. Море – символ бурлящей жизни, куда стремится юноша. Зораим идет за мечтой, бросив Аду, и погибает.

В написанной в 1832 году поэме "ИзмаилБей" образ моря встречается три Раза, несмотря на то, что действие происходит в горах. Первый – в восемнадцатой строфе второй части:

Так, древле, в море кинул царь алмаз,

Но гордый камень в свой урочный час

Ему обратно отдан был волнами!"

Образ моря является в этом фрагменте символом судьбы, которой в равной степени подчинены и древний царь, и ИзмаилБей. В этой же строфе море становится "морем бед". В первой строфе третьей части образ моря рисуется как подтверждение могущества славянских народов:

"Какие степи, горы и моря

Оружию славян сопротивлялись?

Здесь, несомненно, метонимия: имеются ввиду не сами "степи, горы и моря", а народы, живущие там. Образ моря в этих строках символизирует покоренный народ. В третий раз образ моря возникает в конце последней части. Лицо Измаила сравнивается с "глубиной морей", куда никто не проникнет. Море – символ тайны.

В поэме "Хаджи Арбек" (18331834 годы) облако сопоставляется с парусом розовым. Подобное сравнение показывает не только сходство формы облака с формой паруса, но и похожесть неба с морем:

В ущелье облако проснулось,

Как парус розовый, надулось

И понеслось по вышине.

Эпитет "розовый" в творчестве М.Ю.Лермонтова необычен в сочетании с образом паруса.

В поэме "Боярин Орша" (18351836 года) образ моря мы встречаем лишь однажды, когда в рассказываемой Соколом сказке царь велит свою дочь и конюха засмолить в бочку "И в сине море укатить…" Образ моря становится символом неминуемой смерти.

В поэме "Демон", над которой М.Ю.Лермонтов работал много лет, в последней варианте встречается образ "поврежденной" ладьи "без парусов и без руля", которая "плывет, не зная назначения". Демон сравнивает себя с этой ладьей. Образ паруса в данном случае – символ жизненных и моральных принципов и нравственных ценностей, которых лишен падший ангел.

В другой редакции "Демона", датированной 1831 годом образ моря встречается гораздо чаще. М.Ю.Лермонтов переносит действие на побережье:

Однажды, вечером, меж скал

И над седой равниной моря,

Без дум, без радости, без горя,

Беглец Эдема пролетал…

Море символизирует страсть демона к молодой монахине. Сначала девушка была чиста мыслями. В ее песне возникает образ паруса:

Как парус над бездной морской,

Как под вечер златая звезда,

Явился мне ангел святой –

Не забуду его никогда.

Образ паруса в этой песне символизирует мимолетность. Парус сравнивается с явлением ангела. Но образ моря в "Демоне" не только символ страсти "беглеца Эдема", но и символ окруживших молодую монахиню мук, искушений и страстей:

И море пенится и злится,

И сильно плещет и шумит,

Когда волнами устремится

Обнять береговой гранит:

Он вдался в море одиноко,

На нем чернеет крест высокий.

Всегда скалой отражена,

Покрыта пылью белоснежной,

Теснится у волны волна,

И слышен ропот их мятежный,

И удаляются толпой,

Другим предоставляя бой.

Так М.Ю.Лермонтов изображает могилу девушки. Даже погибнув, монахиня не обрела покоя. Пейзаж отражает душевное состояние героини. По сути, молодая монахиня боролась с самой собой: часть ее души стремилась к ангельскому, часть – к демоническому. "Береговой гранит", отождествляющийся с нравственными убеждениями монахини, противопоставлен морю страстей, которое "пенится и злится", "сильно плещет и шумит"; одна за другой волны волныискушения атакуют скалу; поэтому душа девушки никогда не обретет покоя.

Позднее М.Ю.Лермонтов изменил концовку поэмы, в окончательном варианте Тамара обрела вечный покой в раю. Образ моря не мыслился поэтом сопоставимым со спокойствием, поэтому данный эпизод не был включен в окончательный вариант.

Страницы: 1 2 3 4


Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций.
Одним из наиболее ярких стихотворений Н. Рубцова – стихотворение “Звезда полей” (1964): Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою… Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимн ...

«Киево-Печерский патерик»
1-я четверть 13 в положено начало формирования . Ядро – переписка суздальского епископа Симона с монахом К-П монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа к игумену Акиндину. Недовольный положением простого монаха, Поликарп мечтал о сане епископа, пытался он его получить с помощью княгини Верхуславы-Анастасии, дочери великого князя ...

Особенности постмодернистской прозы Виктора Пелевина
Виктор Пелевин давно стал культовой фигурой в современной литературе. Он один из немногих, кто достаточно успешно публикуется за рубежом и имеет определенный круг читателей. На сегодняшний день Пелевин – обладатель Малой Букеровской премии 1992 года за сборник рассказов «Синий фонарь», автор таких бестселлеров, как «Омон Ра», «Священная ...