Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы
Страница 5
Информация о литературе » Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа » Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы

Писатель создает свои произведения на точных научных фактах, на документально проверенных и обоснованных случаях. Все его герои — животные, птицы, насекомые — обладают конкретными особенностями, писатель не допускает безликого обобщения образов и символов природы. Поэтому книги В. Бианки о природе — энциклопедия биологических знаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это энциклопедия, созданная ученым и писателем, ясно понимающим запросы своего маленького читателя. Для беседы с детьми В.Бианки очень часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Его сказки эмоциональны, оптимистичны, пронизаны любовью к родной природе («Лесные домишки», «Приключения Муравьишки», «Мышонок Пик» и др.) [28].

Например, в «Лесной газете» В.Бианки чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным. Книга состоит из 12 разделов (номеров газеты), каждый из которых посвящен одному месяцу лесного календаря. У каждого месяца свое название, соответственно характерной черте сезонной жизни, например «Месяц пробуждения от спячки», «Месяц гнезд». В «Лесной газете» собран богатый познавательный материал. Эта книга, как и все произведения В.В.Бианки, способствует формированию у юного читателя многогранности восприятия и любви к родной природе.

Во многом созвучно тематике и писательской манере Бориса Житкова и Виталия Бианки творчество Евгения Ивановича Чарушина. Он начал свою деятельность как иллюстратор детских книг. Первые его собственные произведения появились в 1929 году. Это были сначала книжки-картинки: «Вольные птицы», «Разные звери». Его рассказы не просто галерея портретов это сюжетные истории, новеллы, сказки. Они пробуждают в детях любовь к животным, сопричастность к природе. В произведениях Е. Чарушина действуют не только животные. У него есть много и человеческих характеров. Например, девочка Аня, которая любит заботиться о животных. К ней несут птенцов и зверюшек (рассказ «Захочешь есть — говорить научишься»). Маленький Никитка — герой сборника «Никитка и его друзья», любознательный фантазер, жадно впитывающий все новое, что видит вокруг. Характерные особенности творческой манеры Е.Чарушина воплотились в сборнике «Большие и маленькие» (1973). Он состоит из коротких рассказов. Сюжетно рассказы представляют собой беседы птиц и зверей с их детенышами. Главы этой книги так и называются: «Дятлы с птенцами», «Утка с утятами», «Олениха с олененком». Последняя глава книги — это прямое обращение писателя к ребенку-читателю: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все знать нужно». Воспитание гуманистических чувств, хозяйской заботы обо всем живом на земле составляет основу творческой практики Е. Чарушина [65].

В современной детской литературе книги о природе занимают одно из первых мест, особенно для дошкольников и младших школьников. Детям необходим большой разговор о природе. В этой теме заключается масса возможностей для воспитания нравственности и добрых эмоций, для практической деятельности и для размышления. При всем разнообразии жанров, сюжетных ситуаций, персонажей книг о природе, творческой манеры каждого из писателей общее в них — решение важнейшей проблемы современной литературы: проблемы дальнейшей гуманизации человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Внешний вид русалок
Русалок русский народ представляет себе обыкновенно в виде женщин, большей частью молодых и красивых. Есть, однако же, русалки старые и безобразные. Изредка видят русалок в образе мальчиков, а также в виде птиц и зверьков. Наружность русалок очень разнообразна. Одна из главных отличительных особенностей русалок - распущенные по плечам д ...

Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)— сатирик мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, п ...

Революционно-романтическая проза: идеалы и утопиию Литература.
Она включает в себя большое количество произведений, которые неизменно считались шедеврами отечественной литературы: «Падение Даира» А.Малышкина, «Чапаев» Д.Фурманова, «Железный поток» А.Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А.Фадеева. Входит в состав романтической прозы и пласт литературы, которая была запрещена по пр ...