Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы
Страница 4
Информация о литературе » Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа » Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы

Для творчества Б. Житкова характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного возраста (сб. «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик», «Как я ловил человечков», «Храбрость», «Красный командир» и др.). Его произведения дают большой материал для воспитательной работы с детьми: для бесед, для развития трудовых навыков. Одним из первых приблизился Б.Житков к решению важной задачи, стоящей перед новой детской литературой, — соединению острой сюжетности и занимательности с тщательным исследованием психологии героев.

Он внес в детскую литературу суровый реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе и к людям, романтическую одухотворенность, образное восприятие мира. Произведения писателя эмоциональны, лиричны, легко находят путь к детским сердцам. Особое место в творчестве Б.С.Житкова занимают его рассказы о животных, такие, как «Про слона», «Про обезьянку», «Про волка», «Беспризорная кошка», «Мангуста». Это занимательные произведения, в которых чувствуется прекрасное знание привычек и поведения зверей, и подлинность событий, положенных в основу сюжета.

Б.Житков написал книгу и для детей 3 — 4 лет - книга про Алешу Почемучку — «Что я видел». «Производственная книга для четырехлетних граждан», по определению писателя, стала энциклопедией для маленьких. Это было новаторское произведение, потому что ничего похожего ни у нас, ни за рубежом до тех пор не было. Книга для дошкольников создавалась исходя из потребностей ребенка, в ответ на массу интересующих его вопросов: почему пора спать? Какая платформа? Как в Москве на улицах? Что такое метро? Как слон купается? Как растет дыня?» В рассказах Б. Житкова чувствуется зрелость мысли писателя, его умение поделиться своим жизненным опытом, уважение к читателю-ребенку. Б.Житков писал для ребят разного возраста и к каждому старался найти подход и ответить на «универсальные» вопросы, которые возникают у разновозрастной и разнохарактерной читательской аудитории [77, С.56].

Другим не менее талантливым детским писателем был и Виталий Валентинович Бианки, биолог, исследователь и cледопыт, писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе. В 1923г. появилась первая сказка В. Бианки «Путешествие красноголового воробья». В следующие два года вышли его книги «Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?». Всего В.Бианки принадлежит более 250 произведений. Писатель создал познавательные книжки-картинки, природоведческие сказки, рассказы, очерки, охотничьи повести, им придумана знаменитая «Лесная газета» - уникальная книга в детской литературе [25]. Книги В. Бианки — произведения природоведческого характера; они уводят нас в мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т.е. все то, что обязательно в природоведческих книгах. В.Бианки умеет вызвать у читателя интерес к окружающей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц. Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, он часто название своих книг дает в форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т. д. Он привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов и загадок, учит наблюдать и смотреть так, чтобы природа добровольно открыла свои тайны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


«Повесть о Савве Грудцыне». Проблема воспитания молодого поколения. Тема двойничества
"Повесть о Савве Грудцыне" - произведение, созданное неизвестным автором в 60-х гг. XVII в. В произведении отразились исторические события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени. Сочетание в "Повести" романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду иссле ...

Герои и антигерои в сказках о служителях культа
Служители культа сами не соблюдали того, чему учили паству. «Люби ближнего твоего, как самого себя», - предписывало евангелие. В народных сказках рассказывается, как сам поп соблюдает эту заповедь. «Работник и поп». Жил-был поп. Нанял себе работника, привел домой. «Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю». Пожил работник с ...

Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18321841 гг.
"1832 год завершает юношеский, во многом ученический период творчества. После него писательская активность Лермонтова заметно ослабела. Кризис был преодолен в 1836 году, а начиная с 1837 года Лермонтов отдает свои произведения в печать" [Коровин, 1973, 13]. Некоторые мотивы юношеской лирики М.Ю.Лермонтова проявляются и в зрело ...