Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы
Страница 10
Информация о литературе » Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа » Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы

Автобиографические повести М.Горького оказались произведениями, своеобразными по художественному воплощению характеров. Повесть «Детство» — протест не только против системы воспитания, но и против самой действительности, против «свинцовых мерзостей жизни». Автобиографическая повесть Горького оказала на детскую литературу особенно активное и плодотворное влияние. Она стала классическим образцом для советской детской литературы [16, С.85].

Тема детства стала центральной и в произведениях А.Н.Толстого. «Детство Никиты» — одно из самых поэтических произведений писателя. Повесть была написана в 1920г. во Франции. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. «Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем развертывается хроника основных событий жизни мальчика. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического. Культурная ценность повести «Детство Никиты» определяется умением А.Н.Толстого обратиться к человеку, понять которого без понимания природы невозможно.

Свои творческие принципы, касающиеся литературы для детей дошкольного возраста, Горький воплотил в сказках, специально предназначенных малышам. Писатель заложил основы новой детской сказки. Всего им создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919). «Память детства» часто помогала и А.Н.Толстому в разработке фантастических, сказочных сюжетов: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Снежный дом» и др. Одни из них приближаются к социально-бытовым сказкам, другие — к «животному эпосу». Поэтический язык сказок А.Н.Толстого отличается образностью и пластичностью; в них вдохновенно воспевается родная природа. Писатель создает целый хоровод сказочных персонажей: храброго Воробьеныша, верного Полкана, Ежа-богатыря, хитрой Лисы. Человеческие добродетели и слабости раскрываются яснее, когда они переносятся писателем из реальности в условный сказочный мир, герои которого — птицы и животные. В сказках чувствуются элементы народного сказа, меткость наблюдений над природой.

Творческий талант А.Н. Толстого отразился и в литературной сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино». А.Н. Толстой не следует источнику буквально, а создает по его мотивам новое произведение. Автор пишет не назидательное произведение, а занимательное и веселое воспоминание о прочитанном в детстве. Сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» оказалась большой удачей А.Н.Толстого и вполне самобытным произведением. Основу сюжета составляет борьба Буратино и его друзей с Карабасом-Барабасом, Дуремаром, лисой Алисой, котом Базилио. Конфликт между «светлым и темным миром» сказки неизбежен и непримирим; симпатии автора четко выражены [66, С.104]. Персонажи у А.Н.Толстого обрисованы ясно и определенно, как в народных сказках. Буратино пользуется любовью ребят, потому что он имеет подлинно человеческие слабости и недостатки.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12


Теоретические основы исследования. О категории «гендер» и гендерных исследованиях.
"Гендер" – одно из центральных и фундаментальных понятий – является предметом специального и углубленного осмысления. Его генезис освещен, например, в статье Н.Л. Пушкаревой «Гендерный подход в исторических исследованиях». «В 1958 психоаналитик университета Калифорнии (Лос-Анжелес, США) Роберт Столлер ввел в науку термин «ген ...

Символизм.
Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретиче ...

Мотив будущего как далекого прошлого
Грядущее интерпретируется Бродским как наступление доисторического прошлого, как наступление эры варварства, оледенения, ископаемых чудовищ или времени, когда земля была покрыта водой и ее обитателями были моллюски: < .> Дымят ихтиозавры грязные на рейде. («Зимним вечером в Ялте», 1969[II; 141]) Грядущее настало < .> < ...