Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы
Страница 3
Информация о литературе » Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа » Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы

Советские детские и юношеские писатели верят в способность ребенка чувствовать острее взрослого и убеждены, что необходимо передавать сложный внутренний мир в книге, рассчитанной на детей. Прежде всего, это относится к такому писателю, как А.Гайдар. Для его творческой манеры в исследовании образа рассказчика характерно переключение повествования из эпического или приключенческого плана в лирический. Для решения проблемы рассказчика в русской детской литературе XX в. характерно творческое многообразие. Одним из первых писателей, в чьем творчестве уже в 20-е годы осуществлен сплав юмористического видения и гуманистического чувства при решении этой проблемы, был Л.Кассиль. Автор «Кондуита и Швамбрании» воплотил мечту о новой, справедливой жизни, открыв «великое государство Швамбранское». Юмористическая ирония рассказчика дает возможность почувствовать доброе авторское отношение к происходящему в жизни мальчиков, к их мечте. Иными словами, за рассказчиком-героем видится сам автор. Кассилю удалось создать совершенно новый тип рассказчика и по лексике, и по характеру. Автор, разрабатывая образ героя-рассказчика, стремится учитывать конкретность мышления и восприятия ребенка, но не забывает о перспективе его развития. В этой задаче — истоки многоплановости в использовании изобразительно-выразительных средств [24, С.120].

А.Рыбаков в повести «Приключения Кроша» нравственно-философски исследует героя-рассказчика, его взросление и становление гражданской позиции. Этот процесс возмужания передан писателем без лишних деталей, со штрихами юмора. Однако повесть остросюжетна; конфликт между добром и злом дается в напряженности открытой борьбы.

В творческом поиске А.Алексина найден герой-подросток, в облике которого угадывается чудак, фантазер, мнимо-отрицательный герой («Тридцать один день», «Отряд шагает в ногу», «Необычайные похождения Севы Котлова»). В этих произведениях просматривается стремление автора раскрыть психологию героя-рассказчика, что привело к усилению психологического анализа и своеобразному равновесию юмора и психологизма в повестях «Саша и Шура», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте!», «Поздний ребенок».

Анализ психологии героев-рассказчиков в детской литературе связан с диалектикой внешнего, взрослого, мира и внутреннего, детского. Мечты героя-рассказчика, его жизненная позиция и привычные убеждения не идеализируются.

Научно-художественная литература для детей в России XX в. создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой популярной книгой; а с другой стороны — в развитии лучших традиций этого жанра. Появились произведения М.Пришвина («Рассказы егеря Михаил Михалыча»), И. Соколова-Микитова («Найденов луг»), В.Обручева («Плутония»), А. Арсеньева («Дерсу Узала»), В.Дурова («Звери дедушки Дурова») и др. Советская научно-художественная литература создавалась при непосредственном участии научных работников и литераторов. Становление ее как жанра связано с творчеством Б. Житкова, В. Бианки и Е.И. Чарушина.

Серьезные этические проблемы, драматические конфликты разрабатываются в произведениях Б.С. Житкова, сыгравшего большую роль в становлении детской литературы в России XX в. Стремление передать воспринятое в течение жизни другим поколениям определило особый строй произведений Житкова. Он создает научно-художественные произведения, которые помогают развивать творческую фантазию детей, автор обращается к чувствам ребенка и к его разуму. Рассказы Б.С.Житкова глубоко эмоциональны, сюжетны («Про эту книгу», «Плотник», «Паровоз», «Сквозь дым и пламя»). В центре внимания писателя человек, творческий труд.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Образ женщин в лирике
С особым состраданием Некрасов создает образы крестьянок. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» перед читателем предстает женщина, изнуренная трудом на земле. Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит! У нее «губы опаленные, изрезанная в кровь нога», «растрепалися ко ...

Россия в «Окаянные дни»
Октябрьская революция – часть русской истории, часть русской культуры. Здесь слиты воедино и триумф и драма народа. Русская революция воспринималась большевиками как закономерный итог исторического развития страны, народа, общества, как естественное разрешение противоречий современной действительности. Начавшись под лозунгом общечеловеч ...

"Тайна крови"
Самый маленький, но заслуживающий не меньше внимания цикл "Тайна крови", включает четыре рассказа, в которых автор ищет ответ на вопрос: на чем основывается любовь детей и родителей. Учитывая специфические знания писательницы от сборника можно было бы ожидать посвящения в таинственные законы генетики, но Улицкая решает вопрос ...