Детская литература в XIX в
Страница 5

Этим же целям служит и пейзажная лирика. Дети, как правило, пропускают встречающиеся в прозе описания природы. Лучшее средство для преодоления детского невнимания к таким картинам — пейзажная лирика великого поэта. Русская природа показана в ней в разнообразных проявлениях, во всей своей многоцветной, вечно сияющей красоте. Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и вдохновения, посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего стихотворений он все же написал о русской зиме («Зимнее утро», «Зимняя дорога»). Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как зверь, то как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина динамична, находится в постоянном движении, меняет свои краски, запахи, рисуется в гармоничном взаимодействии всех ее составляющих.

С такой же любовью, пониманием и точностью показаны Пушкиным картины не только родной ему русской, но и кавказской природы («Кавказ», «Обвал», «Меж горных стен несется Терек .», «Страшно и скучно .»). Пейзажная лирика Пушкина не только воспитывает любовь к природе, но и развивает в юном читателе тонкие эстетические чувства, способность наблюдать и выражать эти наблюдения точным словом. Она умножает нравственную и духовную энергию человека, заставляет думать о мире и жизни [72]. Важнейшее место в лирике Пушкина отведено теме дружбы и любви. Уметь любить для Пушкина – высший дар, мера душевного богатства и нравственной чистоты. Творчество великого поэта, несомненно, повлияло на дальнейшее развитие детской литературы.

При анализе русской детской литературы XVIII века нельзя обойти вниманием и творчество Владимира Федоровича Одоевского, который серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Педагогические взгляды В.Одоевского не совпадали с официальной педагогикой его времени. Он считал, что нужно в ребенке видеть человека и поддерживать в детях добрые начала, человеколюбие. Он призывал также пробуждать интерес детей к знаниям. В произведениях В.Одоевского для детей отразились его педагогические убеждения. Одоевский придавал большое значение детской литературе, способной пробудить ум и сердце ребенка. Сам он начал писать для детей в 30-е годы XIX в., работая под псевдонимом «дедушка Ириней».

В 1834г. отдельным изданием была напечатана сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке». В 40-е годы появляются его сборники для детей: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847). Он стремился «привести в движение оружие мышления», опираясь на любовь детей к вымыслу, фантастике. В детских книгах Одоевский умело сочетает реальные и фантастические события. Он создавал для детей произведения разных жанров: научно-фантастические сказки, волшебные сказки, рассказы [11, С.195].

Для произведений Одоевского, адресованных детям, характерны естественность и научность содержания, увлекательность и драматизм повествования, убежденность в могуществе человеческого разума. Классическим произведением, выдержавшим множество изданий и не потерявшим значения до наших дней, стал его «Городок в табакерке». Естественно и реалистично начало сказки. Любознательный мальчик Миша узнает внутренний механизм музыкальной шкатулки в момент перехода из мира реального в мир сказочный (через сон). Работа сложного механизма, функции каждой детали превращаются в черты характера оживших, очеловеченных персонажей сказки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Слово как опорный образ поэтики Бродского
Бродский доводит значение Слова до безграничности – сравнивает с «психологией бытия в тупике». Язык буквально пронизывает всё состояние общества – «Первой жертвой разговоров об утопии – желаемой или уже обретенной – прежде всего, становится грамматика, ибо язык, не поспевая за такого рода мыслью, задыхается в сослагательном наклонении и ...

Поэтический монолог « о времени и себе»
Русская литература прошлого проявила не мало усилий для разрешения вопроса о «Власти земли» над крестьянином в условиях социальной несправедливости. Есенин-первый крестьянский поэт, сделавший попытку внутренне преодолеть эту «власть земли». Его опыт не прошел бесследно в советской поэзии, его, несомненно, учитывали многие поэты. Значен ...

Непростая судьба писателя
Путь в литературу Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920 — 1993), как и каждого большого писателя, оказался неповторимо своеобразен. Вячеслав Леонидович Кондратьев — писатель-фронтовик — в современную литературу пришел достаточно поздно, спустя много лет после войны. Он родился в 1923 году, в 1939-м с первого курса института ушел в ар ...