Детская литература в XIX в
Страница 1

Впитав в себя лучшие достижения предшествующих эпох, продолжая и развивая их в новых условиях, детская литература XIX века становится высоким искусством и в лучших своих образцах не уступает достижениям «большой» литературы, до сих пор оказывает благотворное воспитательное воздействие. Развитие детской литературы XIX века происходит в тесной связи с просвещением, с литературой для взрослых и всей культурой, c революционно - освободительным движением.

В этих условиях в детской литературе становится актуальной мысль Н.А.Добролюбова: кто занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее. Из всех стихотворных жанров в начале XIX века наибольшим успехом пользовалась среди детей басня, т.к. этот жанр по многим признакам близок детям. Действующими лицами в баснях являются животные и звери. События разворачиваются быстро, содержание басен легко можно пересказать, инсценировать или читать по ролям. После чтения нетрудно проводить беседы морально-нравственного характера. Поэтому педагоги и воспитатели с давних пор широко пользовались басней «для наставления и забавы детей». Самой большой популярностью среди русских детей первой половины XIX века пользовались басни И.А.Крылова [55, С.218].

Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как непревзойденный баснописец, который довел этот жанр до высочайшего художественного совершенства и наполнил его актуальным идейным содержанием. Басни Крылова с первым их появлением в печати стали входить в круг детского чтения. В 20-х годах XIX века происходит тщательный отбор басен для детского чтения и формируется список, который на долгие годы становится постоянным. Составители детских сборников по-прежнему их включали в издаваемые книги.

Новый шаг в освоении творчества Крылова более широкими читательскими кругами, детьми младшего школьного возраста, был сделан К.Д.Ушинским, который в своих учебных книгах для 1-4 классов начальной школы поместил более сорока его басен. В своих педагогических трудах Ушинский показал близость крыловских басен маленьким читателям, раскрыл их огромное значение в нравственном, умственном и эстетическом воспитании.

Воспитательно-образовательное значение басен И.А.Крылова заключается в их народности. Юные читатели при их чтении познают черты русского национального характера, его дух и взгляды на мир, перенимают ум и мудрость. Басни не только воспитывают высокие человеческие качества, свойственные народу, но и укрепляют уважение к трудовому народу и к родной земле, способствуя тем самым патриотическому воспитанию. Помогают басни и умственному развитию, так как учат видеть за событиями и явлениями повседневной жизни их скрытый смысл, разбираться в человеческих характерах, оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, чем воспитывают наблюдательность, чувство юмора и остроумие.

Крылов воспитывает в детях высокую языковую культуру, умение ценить меткое и емкое слово, экономно и точно, остроумно и образно выражать свои мысли. Особой популярностью среди детей пользуются басни «Лягушка и Вол», «Мартышка и Очки», «Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное Зерно», «Листы и Корни», «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Волк и Ягненок», «Мартышка и очки» и др. Лучшие басни И.А.Крылова являются органической частью современной детской литературы [42, С.227].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Волшебные сказки
9. ИВАН СУЧЕНКО И БЕЛЫЙ ПОЛЯНИН Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей Каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый. И шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут – похваляются, сами собой забавляются: «Были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская ба ...

Акмеизм.
Акмеизм возник в 1910 - е годы в "кружке молодых", поначалу близких символизму поэтов. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символической поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символических теорий. Акмеисты провозгласили своими принципами: освобождение поэзии от символистских призыво ...

Молодость в Петербурге
В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное и величественное… Небо Петербурга вечно серо; солнце, светящее на добрых и злых, не светит на один Петербург, болотистая почва испаряет влагу; сырой ветер приморский свищет по улицам… А.И. Герцен «Москва и Петербург» По приезде в Петербург Е.А. Арсеньева поселилась с внуком на набе ...