Произведение Толстого «Война и мир»
Страница 9
Информация о литературе » Произведение Толстого «Война и мир»

Глубокая борозда проложена между героями Толстого. Одни из них ищут истины чистоты, другие — те, которым истина и чистота безразличны, важно лишь, какое место человек занимает в обществе. Пьер страдает от отсутствия веры, а когда находит эту веру, горит желанием действовать чтобы противоборствовать злу, царствующему в мире, и великосветское общество его отвергает. Пьер принимает меры для освобождения своих крестьян от крепостной зависимости. Однако положение крестьян не только не улучшилось, но даже ухудшилось. Но Пьер счастлив, ему кажется, что он нашел истину. И эта истина — жизнь для ближних, в частности для мужиков. Пьер спешит поделиться своими мыслями с князем Андреем, который скептически отнесся к высказываниям Пьера. Однако, споря с Пьером, с его убеждением служить ближнему своему, князь Андрей оживляется, сосредотачиваясь на этом вопросе, и в чем-то внутренне соглашается с Пьером. По словам Толстого, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Князь Андрей не мог бы оставаться пассивным долго. Это типичный толстовский положительный характер, вечно ошибающийся и ищущий. В одном из писем Толстой писал: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен сметь выйти на секунду ни один человек. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и все же бороться и ошибаться». Таков идеал Толстого, таковы Андрей и Пьер — воплощение этого идеала.

А какой же мир у Николая Ростова? Безоговорочно и навсегда гусарство вытесняет в Николае ростовское начало, гуманистическое по своей природе. Отказ от мысли приводит закономерно к отказу от гуманизма. Князь Андрей и Пьер часто ошибаются, не всегда находят правильный ответ на мучительные вопросы, но их разум всегда в работе, аналитическое мышление столь же свойственно для них, сколько не свойственно для Ростова. Поэтому Николай Ростов, попадая в тот мир, который ему казался запутанным и странным, и непонятным, вольно или невольно солидаризируется с ним. «Мы солдаты и больше ничего» — кричит он. А ведь это и нужно Александру1 и Наполеону — не мыслящие Болконские и Безуховы, а «солдаты и больше ничего». Самовластие держится не только на штыках, оно держится на тех, кто подчиняет свой разум и свою волю власти одного человека. Так Толстой подводит нас к мысли, что как бы ни был человек добр, чист, нежен, если у него не развито критическое мышление, он неизбежно приходит к оправданию, защите несовершенных социальных отношений и объективно к подлости. Толстой мечтает о гармоничном человеке, в котором одинаково сильно развитые чувство и мысль взаимно дополняют и обогащают одно другое.

«Война и мир» — это роман о человеке и истории. Герои романа все время сталкиваются с необходимостью определить свое отношение к политическим событиям, свидетелями и участниками которых они являются. И не только определить свое отношение: Толстой хочет подвести нас к одной из самых важных мыслей романа — к мысли о границах свободы человеческой воли. В письме к М.П.Погодину он писал: «Мысли мои о границах свободы и зависимости и мой взгляд на историю — не случайный парадокс, который на минуту меня занял. Мысли эти плод умственнолй работы моей жизни и составляют нераздельную часть того миросозерцания, котрое Бог один знает, какими трудами и стараниями вырабатывалось во мне и дало мне совершенное спокойствие и счастье …»

Чтобы предельно ясно выразить свой взгляд на историю и на степень зависимости от нее человека, Толстой, наряду с образным воссозданием действительности, как будто бы не доверяя ему полностью, вводит в роман философские отступления, которые по существу — тезисы. Художественное повествование призвано доказать тезис, сделать его жизненно наполненным.

Какую жизнь называет Толстой настоящей? Настоящая жизнь — это внутренняя жизнь отдельного человеческого «я», это связь с людьми, основанная на подлинных, а не эфемерных чувствах и интересах. А искусственная, ненастоящая жизнь — это политические интриги «высшего петербургского общества», искусственная дружба и вражда «двух властелинов мира», это «внутренние преобразования во всех частях государственного аппарата», ничего по существу не меняющие. Человек счастлив лишь тогда, когда он живет настоящей жизнью, и все несчастья — от попытки принять участие в ненастоящей, искусственной жизни. Толстой показывает это на примере князя Андрея, внутреннего его развития. Словно весна в жизнь князя Андрея входит Наташа Ростова. И в его душу приходит долгожданная гармония. Уже нет противоречия между готовностью души к радостному приятию мира и мрачным взглядом на жизнь. И князь Андрей решает ехать в Петербург служить. Он с головой окунается в преобразовательскую деятельность, сближается со Сперанским, главной чертой которого была непоколебимая вера в силу и законность ума. Сперанский становится идеалом для Болконского, однако для самого Толстого он несимпатичен. Толстой замечает у Сперанского ту озабоченную пошлость, которая так сильно отталкивала раньше князя Андрея от государственной деятельности. Андрей эту пошлость не сразу увидел, но как все любимые толстовские герои начал чувствовать раньше, чем понимать. В том как Толстой раскрывает эти противоречивые ощущения (восторг и раздражение), как подводит читателя к самой дорогой своей мысли о степени свободы и зависимости человека — сказывается редкое мастерство толстого — психолога.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Поэтика батализма в творчестве Державина
Исследователи справедливо писали о том, что Державин вы­ступил как разрушитель классицизма. Это проявилось прежде всего в размывании жанровой ограниченности стиля. Державин объединил традицию торжественно-хвалебной, исполненной па­фоса оды Ломоносова с камерным лирическим звучанием стихо­творений Сумарокова. Произошло слияние жанров оды ...

Древнерусское житие. Литературные особенности житийного жанра
В духовном запасе, каким располагала Древняя Русь, не было достаточно средств, чтобы развить наклонность к философскому мышлению. Но у нее нашлось довольно материала, над которым могли поработать чувство и воображение. Это была жизнь русских людей, которые по примеру восточных христианских подвижников посвящали себя борьбе с соблазнами ...

Тема общенародного единства и героизма в «Повести о битве на р.Калке»
1-е столкновение русских с монголо-татарами в 1223 г. Летописные повести об этой битве сохранились в 2 списках – Новгородская, Лаврентьевская летопись. Повесть создавалась, скорее всего, в дружинной среде и автор был из Галицко-Волынских земель. Повесть последовательно и обстоятельно рассказывает о появлении неизвестного народа на гра ...