Произведение Толстого «Война и мир»
Страница 11
Информация о литературе » Произведение Толстого «Война и мир»

В своем романе Толстой поднимает и тему природы и человека: человек — часть природы. Тема природы, как правило, связана с Ростовым или с Андреем Болконским. Андрей поднимает природу до себя (дуб с его, корявыми болячками и неожиданно появившимися, молодыми зелеными побегами способен и на человеческую меланхолию и на человеческий оптимизм; небо Аустерлица даже мудрее человека). В общении с князем Андреем природа становится столь же мыслящей, как человек; в общении с природой Ростовы становятся такими же непосредственными и простодушными, как природа. Поэтичны в романе описания охоты. В сознании Толстого в те годы тема «барин — мужик» еще не стала главной. Поэтому и охоту он видит не так, как, например, Некрасов. Толстой не соглашался с тем, что «ужасы крепостного права» выражали характер того времени. Отсюда — идеализация отношений между барином и мужиком. Более десятилетия понадобится Толстому, чтобы понять необходимость разрыва со своим классом и перехода на позиции крестьянства. Но пока поэзия дворянских гнезд гораздо больше владеет вниманием Толстого, чем ужасы крепостного права. По его мнению жизнь на лоне природы, в окружении добрых мужиков и уважающих тебя соседей сближает человека с общим, национальным, человеческим.

Наташа Ростова входит в народную стихию. «Народный дух» живет в Наташе к удивлению даже самого автора. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка …, этот дух, откуда взяла она эти приемы…?» Наташе свойственно это внесознательное, «неизучаемое», по словам Толстого, чувство национального, общего. Поэтому в раскрытии главной мысли романа — мысли о бессознательном единении людей, важнейшая функция принадлежит образу Наташи.

Наиболее полно раскрываются характеры героев во время Отечественной войны 1812 года. С каким мироощущением приходят герои к этому великому событию? В сознании Пьера мир разрушен. Зло и ложь отталкивают его, загораживают ему все пути деятельности. Он пытается понять, что такое жизнь и как надо жить, чтобы не спасаться от жизни, а наслаждаться ею. Пьер найдет ответ на эти вопросы, пройдя через все испытания 1812 года.

Нелегко переносила разлуку с князем Андреем Наташа. После отъезда Андрея в душе Наташи образовалась пустота. Но желание любви заполняло ее: она влюбляется в Анатоля Курагина. Но это не значит, что она разлюбила князя Андрея. В Наташе две любви. Любовь к Анатолю, непонятная для нее, любовь без нравственных преград, и любовь к Андрею. Она принимает прекрасный облик Анатоля за прекрасную суть. Она слишком доверяет чистоте своих чувств: «Ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен …» Это особенность любви неопытных, чистых людей: создавать идеал подчас из ничтожества. Узнав о том, что Анатоль обманщик, Наташа решает отравиться. Ее сотрясает нравственная болезнь. Ей кажется, что жизнь ее кончена. Наташа раздавлена светом. Она — еще одна жертва его подлости, лжи, бессердечия. В продолжении всей этой истории меняется отношение Пьера к Наташе. Сначала он думает о ней с отвращением, ставит ее в один ряд с Элен. Но потом понимает, что Наташа — жертва. В нем просыпается жалость к ней, которую он принимает за любовь. Пьер чувствует, что теперь он нужен кому-то, он испытывает нравственное возрождение. Не только счастливая, но и несчастная Наташа, с полнотой ее радости и ее страданий, дарует людям веру в счастье.

Так встречает Пьер начало войны. Душа его «расцвела к новой жизни». Толстой видит будущее своих героев. «Новая жизнь» Пьера — новая и великая истина, которая ему откроется во время войны.

Узнав об измене Наташи, князь Андрей встречает войну в озлобленном, тяжелом состоянии духа. От озлобления против мира лжи и мелкого эгоизма к открытию истины человеческой жизни ведет его Толстой. от радостного предчувствия счастья к открытию той же истины придет Пьер.

По мнению многих критиков, Толстой, обращаясь в романе к историческим лицам и фактам, не всегда точно воспроизводил эти факты и эти лица. В ряде случаев он «додумывал», домысливал историю. Вместе с тем большинство страниц романа дают точную картину эпохи и в основном верное изображение исторических деятелей. Толстой создал свой роман прежде всего для того, чтобы высказать свои мысли о границах свободы и зависимости, и свои взгляды на историю.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


С.А.Клычков
В своей автобиографии С.А. Клычков с огромной любовью пишет о деревне Дубровки, где он родился в июне 1889 года. Отец хотел видеть сына образованным человеком, и на одиннадцатом году С.Клычкова повезли в Москву на учёбу. Но впечатлительный и стеснительный деревенский мальчик, впервые увидев золотые эполеты учителей, услыхав бойких и нар ...

«Повесть о бражнике» (сатира)
В "Повести о бражнике" пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя прегрешения героев Священного Писания. Эта повесть показывает нравственное превосходство пьяницы (бражника) над «праведника» (на смелой антитезе построена повесть, т.е. на противопоставление). Бражник уличает святых в ...

Художественная оппозиция феминность / маскулинность в современной женской прозе
Феминность и маскулинность как оппозиция гендерного сознания пронизывает и художественное творчество. Сознательная ориентация на образное эстетическое познание гендерных отношений в обществе, наметившаяся на рубеже XX-XXI в.в., ведет к глубокому и подробному раскрытию оппозиции «феминное-маскулинное» (порядок определяется характером тво ...