Произведение Толстого «Война и мир»
Страница 21
Информация о литературе » Произведение Толстого «Война и мир»

Отсутствие всего личного, осознание себя как частицы целого — это сказано Толстым о Каратаеве и о Кутузове. Они оба в одинаковой степени выражают толстовскую мысль о том, что правда в отказе от своего «я» и в полном подчинении его «общему», в конечном счете — судьбе. Все пословицы Каратаева сводятся к вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное — лучшее. Это — вера в неизбежность совершения божьего суда. В поговорке Каратаева «Не нашим умом, а божьим судом» — основа каратаевщины и ядро той философии, которую проповедовал Толстой-мыслитель в «Войне и мире». Чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по воле божьей, если признать истиной эту философию, тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли, что-либо изменить в мире. Толстой хочет это доказать, однако жизнь опровергает эту философию и сам Толстой не может оставаться последовательно верным своей теории. Эта каратаевская философия повлияла на Пьера таким образом, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах двигался в душе его».

Впервые Пьер и Андрей одновременно пришли к одной мысли, к одному мироотношению. Именно к концу романа они приходят к одному итогу.

К людям Платон Каратаев относился с любовью. «Он любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом…». Так выразил Толстой основы своего миросозерцания. Во имя раскрытия этих основ написан роман, во имя доказательства истинности этого миросозерцания созданы образы князя Андрея и Пьера. [5]Еще в 1856 году Толстой записывает в дневнике: «Могучее средство к истинному счастью в жизни, это — без всяких законов пускать из себя во все стороны, как паук, целую паутину любви и ловить туда все, что попало: и старушку, и ребенка, и женщину, и квартального». Это «могучее средство к истинному счастью» с помощью Каратаева нашел Пьер. Эта любовь ко всему сущему охватила князя Андрея перед смертью.

Однако, Толстой утверждает, что счастье человека — в любви ко всем, и вместе с тем понимает, что на земле не может быть такой любви. Князю Андрею нужно было или отказаться от этих взглядов, или умереть. В первых вариантах романа князь Андрей не умирал. Но тогда умирала бы философия Толстого. Толстому его миросозерцание было дороже князя Андрея. Князь Андрей умер для жизни сразу же, как пришел к своей философии любви. Состояние князя Андрея, когда он уже не принадлежит жизни, было единственно для него возможным состоянием, которым он мог бы принять каратаевщину: ведь философия бездумной любви ко всем — это и есть, пусть лишь в какой-то ее части, каратаевщина. Когда князь Андрей жил полной жизнью, любовь и ненависть «сосуществовали» в нем. Философия Толстого — «Любовь есть Бог». Об этом думает князь Андрей перед смертью. Путем мучительных поисков он приходит к тому, что для княжны Марьи было совершенно ясным. Победа толстовского миросозерцания в князе Андрее — это торжество смерти над жизнью. И сам Толстой признает это в последнем разговоре о любви, который ведут Андрей и Наташа. Сколько нежности у Андрея, какое страстное желание жить, когда вновь обретена любовь! Но «это была последняя нравственна борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу». Князь Андрей понял, что сего миросозерцанием жить нельзя. Это любовь ко всем исключает любовь к каждому: «Всех, всех любить … значило никого не любить»; «Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Толстой много раз подчеркивал, что тот человек, который вмешивается в ход событий и с помощью разума пытается изменить эти события, ничтожен. Величие и счастье человека в другом. Для того, чтобы показать в чем, Толстой обращается к внутреннему состоянию Пьера, к той истине, которую он нашел. Изменился внешний облик Пьера: «Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда прежде не имел взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде. Заменилась подобранностью». Произошло внешнее опрощение Пьера, которое оторвало его от своего класса и изменило его психику. «Распущенность», выражавшаяся прежде и во взгляде Пьера — выражение ненадежности целей, к которым он стремился. Теперь же он нашел истину, а потому — «выражение глаз твердое, спокойное». Всю жизнь Пьера стремился к спокойствию и довольству собой, «согласно с самим собой». Он искал это в масонстве, в светской жизни, в вине, в самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал это с помощью мысли и, как и князь Андрей, пришел к выводу о бессилии мысли, о безнадежности поисков счастья «путем мысли». В чем теперь нашел счастье Пьер? — «Удовлетворение потребностей — хорошая пища, чистота, свобода — … казались Пьеру совершенным счастием…» Мысль, пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в его душу. Человек не призван делать более того, что касается его лично. Толстой говорит, что человек должен определить границы своей свободы. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом. Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни, Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину. К этой истине был близок князь Андрей на Аустерлице, когда он уже приблизившись к истине, увидел бесконечное небо. «Бесконечные дали» открывались и перед Николаем Ростовым, но они остались ему чуждыми. А теперь Пьер, познавший истину, не только видит эту даль, но чувствует себя частицей мира. «…Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. И все это мое, и все это во мне, и все это я!» — думал Пьер. Так выразил Толстой ту мысль, которая была ему наиболее дорога в романе. История встречи Пьера с Каратаевым — это образное выражение воззрений Толстого. В людях эпохи 1812 года он стремился найти то, что могло выразить его воззрения на правду человеческого бытия. Толстой хотел показать в Каратаеве тип «национальной психологии». Он уже тогда видел, что истина в народе, и поэтому Пьер познал истину, сблизившись с крестьянином. Итог, к которому пришли князь Андрей и Пьер — это выражение взглядов Толстого на границе свободы и зависимости человека, взглядов, о которых Толстой говорил, что они «не случайный парадокс, который на минуту меня занял», а «плод умственной работы моей жизни». В Платоне Каратаеве Толстой изобразил личность, чье нравственное влияние на окружающих так сильно, что его чувствует не только Пьер, но даже французы. Ведь Каратаев любил всех людей, в том числе и французов. Толстой видит в Каратаеве инстинкт общечеловечности. Каратаев — единственный тип из народа, которому Толстой уделил не несколько строк, а несколько глав романа. И здесь столкнулись две главные мысли романа: мысль о братстве всех людей, о служении всех людей единому Богу любви и патриотическая мысль, мысль о необходимости изучения захватчиков, врагов с родной земли.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25


Литературная деятельность Аввакума. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Новаторство и реализм произведения
Аввакум – писатель второй половины 17в. (идеолог старообрядчества, антиправительственное движение – раскол, или старообрядчество). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря "Житию" протопопа Аввакума. Аввакум выступил не только как страстный публицист и обличитель церковных и светских властей, но и как реф ...

«Повесть о смерти и погребении князя Михаила Скопина-Шуйского», ее близость к народной исторической песне
Повесть, посвященная трагической гибели храброго полководца, особенно проявившего себя в борьбе против Лжедмитрия 2. Князь внезапно скончался после пира у князя Воротынского, а причиной смерти в народе считали яд, который дала ему жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского Мария. Он был отравлен на пиру у князя Воротынского; в смерти Скопи ...

Преображенный документ
«Колымские рассказы» писались Шаламовым с 1954 по 1973. Он сам разделил их на шесть книг: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка или КР-2». Страшный лагерный опыт, состоявший из многократных смертей и воскресений, из безмерных мук от голода и холода, унижени ...