Героическая тема в литературе русского классицизма. Национальная особенность русского классицизма
Страница 1
Информация о литературе » Героическая тема в литературе русского классицизма » Героическая тема в литературе русского классицизма. Национальная особенность русского классицизма

Господствующим направлением в русской литера­туре к середине XVIII в. становится классицизм. «Классицизм как литературное направление, возникшее в определенную историче­скую эпоху, был явлением прогрессивным,— пишет современный исследователь.— Он помог созданию национального искусства, способствовал выработке идеалов гражданственности, создал ге­роический характер, высоко поднял поэтическую культуру, вклю­чил в национальную литературу опыт античности, показал спо­собность искусства к аналитическому изображению душевного мира человека»[c.11] . Классицизм провозгласил культ разума и граж­данских добродетелей, требуя от человека отказа от всех личных стремлений во имя высших государственных интересов. Идеоло­ги его вдохновлялись борьбой за сильное национальное государст­во, за национальную культуру и просвещение. Главным орудием национального государства классицисты считали самодержавную власть. Классицисты полагали, что общественная жизнь страны, государственный уклад всецело зависели от желания и разума монарха-законодателя. Свои взгляды они основывали на теории «просвещенного абсолютизма», сущность которой заключалась в требовании преобразований на благо общества, осуществляемых властью монарха, в идее светского государства, в стремлении по­ставить выше всего централизованную власть.

Эпоха классицизма — это время борьбы абсолютной власти монархии с феодальной раздробленностью. В России классицизм

развивался в обстановке становления национального государства. Войны и народные восстания сопровождали это художественное направление на протяжении всей его истории. Социально-поли­тическая сущность «просвещенного абсолютизма» в России наи­более ярко проявилась при Екатерине II.

Известно, что русский классицизм имел свои националь­ные особенности, однако в развитии своем был связан с класси­цизмом европейским, имел с ним много общего. Все жанры в клас­сицистической литературе делились на «высокие»— трагедия, эпо­пея, ода и «низкие» — комедия, сатира, эпиграмма, идиллия. В «высоких» произведениях изображалась жизнь монархов, «геро­ев», знати, двора; в «низких»—город и деревня с их нравами и обычаями.

Строго нормативная поэтика классицизма противопоставляла сферу государственной, политической деятельности сфере част­ной жизни с ее повседневными материальными заботами и до­машним бытом. Человек в произведениях классицизма — это че­ловек вообще, лишенный индивидуальных качеств, слуга государ­ства, ценность которого зависела от способности подчинить свои личные чувства, желания и интересы общим, государственным це­лям. Литературные герои классицизма наделялись римской доб­лестью и величием. «Поэт-классик не изображал конкретного, ин­дивидуального человека, он изображал человека вообще, отвлечен­ного человека. Он представлял себе человеческую психику не в виде единого и сложного противоречивого потока переживаний, а в виде математической суммы несмешиваемых «способностей» или чувств, каждое из которых может быть рассмотрено в чистом ви­де»[с.15] . Лирические жанры не имели широкого распространения вследствие своего субъективного, непосредственно-эмоционально­го характера. Своего высшего развития искусство классицизма достигло в эпической поэме, трагедии, оде, комедии и басне.

В русской классицистической литературе тема войны ставилась не отвлеченно, а политически актуально. Поэты-классицисты чаще всего оценивали войну с точки зрения ее целей и результатов. Для М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, например, войны, которые вела Россия в XVIII в., были необходимы; в конечном счете они служили не честолюбивым замыслам царей и полководцев, а сохранению государственной целостности России, были «необходимой судьбой» в исторической жизни народов. Ломоносов неустанно говорил о прогрессивном характере петровских войн.

Страницы: 1 2


Два царства в «Бабьем царстве».
В центре рассказа – образ владелицы крупного капиталистического предприятия, миллионного дела – металлургического завода - Анны Акимовны Глаголевой. Это – характерный представитель «второго поколения» буржуазного рода. Ее отец знал ремесла, производство, любил его, а ей завод представлялся «адом»; сквозь все произведение проходит неотвя ...

Люди, оказавшие значительное влияние на мировоззрение и творчество А. Конан Дойля
Большую роль в жизни писателя играла его мать – Мери Фоли. Она имела страсть к книгам и являлась главным рассказчиком в семье. Конан Дойль писал: «Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идет у меня от матери. Если я что-нибудь и помню со времен моего раннего детства, так это ее увлекательные рассказы, которые сохраня ...

Пространственное удаление, «откат»
Во многих стихотворениях Бродского доминантную роль играет прием отдаления точки зрения в пространстве от изображаемого предмета — вплоть до ее перемещения в космические сферы. Это пространственное отдаление — знак отдаления, отчуждения психологического и экзистенциального. Среди ранних произведений такой прием является доминантным в «Б ...