Творческий путь
Страница 1

Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября в урочище Чингизтау Абаевского района Семипалатинской области. Будущий писатель рос под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауэз — люди культурные, высоко чтили великого поэта, соседа и друга семьи. Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз.

Он был неистощимым рассказчиком народных сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к литературе, к поэзии Абая.

«Мне с детства стали известны произведения Абая. Мой де­душка Ауэз был его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, по­многу раз перечитывать и оригинальные и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы мы знали наизусть письмо Татьяны»,— вспоминал впоследствии М. Ауэзов. Поэзия Абая в душе мальчика будила светлые мысли и чувст­ва и оказала огромное влияние на его творческую судьбу. Впо­следствии М. Ауэзов навсегда связал свое имя с именем великого предшественника.

Сначала Мухтар учился в родном ауле, затем в мусульман­ском медресе в Семипалатинске. Но уже в одиннадцатилетнем возрасте он перешел в пятиклассное городское училище. Мухтар учился на «отлично». Он был исключительно прилежен, любо­знателен, пользовался уважением одноклассников и учителей.

После окончания городского училища (1915) М. Ауэзов по­ступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь начинается его знакомство с русской и зарубежной классикой. В это же время Ауэзов пишет небольшие рассказы, стихи и статьи, которые начинают публиковаться.

Первым крупным произведением М. Ауэзова явилась пьеса «Енлик-Кебек» (1917), в которой молодой автор подверг суровой критике косные феодальные обычаи и нравы.

М. Ауэзов проходит школу большой государственной работы, занимая различные посты в Семипалатинском губисполкоме и КазЦИКе в Оренбурге. В двадцатые годы он пишет ряд расска­зов и пьес («Карагоз» и др.), которые тематически продолжают первую драму, а также повесть «События в Караш-Караш», пере­веденную впоследствии на русский и французский языки и заслужившую высокую оценку читателей.

В 1928 году М. Ауэзов окончил филологический факультет Ленинградского университета, затем аспирантуру при универси­тете в Ташкенте. С 30-х годов начинается плодотворная деятель­ность писателя-профессионала. М. О. Ауэзов много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь.

С творчеством Ауэзова связан расцвет казахской драматур­гии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены такие классические произведения мировой и русской драматур­гии, как «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение стропти­вой» 'В. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яро­вая» К. Тренева, «Офицер флота» А. Крона.

Значительным вкладом в советское литературоведение явля­ются исследования Ауэзова устно-поэтического, творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Его литературное наследие увенчивает многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках—«Племя младое».

М. Ауэзов словно не пережил писательской молодости, а пришел в литературу сразу звездой первой величины. Его пьесы, рассказы и повести 10—20-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая неве­ста», «Красавица в трауре», «Серый лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствуют о зрелости таланта молодого писателя. Уже известная и освоенная тема—жизнь и быт дореволюционного казахского аула, судьба беззащитного человека и его протест — освещены у М. Ауэзова новым внутрен­ним светом. Казахская проза и драматургия переживали в начале XX в. процесс становления. Ощутимо было в художественной литера­туре влияние устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции, приемов создания человеческого характе­ра, от народного творчества идет и приподнятая манера изложения.

Мухтар Ауэзов, не отказываясь от фольклорных принципов изображения, принес в родную литературу новые принципы изображения жизни, уже открытые европейской литературой. Прозу молодого писателя отличают необычайная глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 20-х годов — не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа, его стремление к свободе. Писатель осуж­дает родовые распри, противопоставляя им единство и сплочен­ность народа.

В «Судьбе беззащитной» (1921) описаны трагические собы­тия, происшедшие в старом ауле. Волостной Ахан—полновласт­ный хозяин степи, и нет над ним суда, он творит все, что ему хочется. Тем страшнее облик этого человека, что он не осознает своего произвола, своей жестокости. Смерть Газизы, не вынесшей позора,—суровый приговор миру аханов. Судьба Газизы—это судьба сотен обездоленных девушек-казашек. Ей сродни Камар-Суду Султанмахмута Торайгырова, Шуга Беимбета Майлина. Но, в отличие от Майлина и Торайгырова, М. Ауэзов более тяготеет к нравственной проблематике. Его занимает не столько происходящее, сколько исследование моральных принципов героев рассказа. Автор не ограничивается изобличением Ахана. он утверждает, что человека нельзя унижать, человек создан для счастья, он достоин уважения и любви.

Страницы: 1 2 3


Трансформация жанра комедий А.П. Чехова (1980-2008 гг.). "Вишневый сад". От комедии - к драме, от драмы к - танцу
Пьеса "Вишневый сад" (1903) создавалась в третий этап русского освободительного движения, во времена социально-политической борьбы. В пьесе на протяжении двух с половиной актов не происходит ни единого значительного события, герои не действуют, не предпринимают решений, которые коренным образом могли бы изменить ход событий. В ...

Заключение.
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими Пригоршнями сокровищ его души. А. Н. Толстой. Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответн ...

1876 – 1881 «Дневник писателя».
Достоевский, страстно желавший напрямую говорить с читателем, намеревался выпускать сначала единоличный журнал «Записная книга», а затем — «нечто вроде газеты». Эти замыслы частично осуществились в 1873 году, когда в редактируемом им в это время журнале князя В. П. Мещерского «Гражданин» стали печататься первые главы «Дневника писателя ...