Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов
Страница 4
Информация о литературе » Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов

В проникновенных поэтических раздумьях и переживаниях современника 60-х годов раскрываются сложные, драматические пути истории, звучит суровая память Великой отечественной войны.

Тема памяти и долга перед погибшими в борьбе с фашизмом широко раскрыта в стихах А. Твардовского: «Я знаю, никакой моей вины…», «Лежат они, глухие и немые…». И над всем встаёт жизнеутверждающая нота победы человечности, торжества людской воли и разума, совести и правды. Поэтому и чувства его воплощаются в простом и серьёзном, идущем от сердца, ёмком и афористическом слове.

Важнейшим предметом философо-поэтического размышления и исследования для многих авторов стала тема природы. Ею проникнута поздняя лирика А. Ахматовой и С. Маршака, Б. Пастернака и многих других поэтов.

В творчестве Николая Заболоцкого проблема взаимодействия человека и природы – одна из важнейших. Природа влечёт его не как предмет любования, пейзажный фон, а как сложный противоречивый объект поэтического исследования. Признание её тайн становится философской темой и сферой драматизма его произведения. В высокой степени владея искусством поэтического анализа и синтеза, он умел тонко передать одухотворённость природы, показать гармонию человека с ней:

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Единство человека и мира – живого, звучащего, яркого, ощутимо целостного в своём движении – раскрывается в позднем лирическом творчестве Бориса Пастернака. В его стихах отчётливо проявляется пластически-живописное и музыкальное начало, в них развиваются философские мотивы лирики, восходящие к традициям русской поэтической классики. Вечные темы предстают у поэта в их одухотворённой новизне и неповторимости. Природа, любовь, искусство, человек нерасторжимо сплавлены в ткани стиха – «Живое чудо» бескрайнего мира и «сердца тайно светящийся пласт» составляют одно целое.

Выразительный пример чувства родной земли, переданный через ёмкую образную деталь, возведённую поэтом в степень большого обобщения, содержится в стихотворении А. Твардовского «Берёза». Твардовский сумел по-новому увидеть и воплотить в своих поэтических раздумьях этот традиционный для русского пейзажа и народной поэзии образ:

На выезде с кремлёвского двора,

За выступом надвратной башни Спасской,

Сорочьей чёрно-белою раскраской

Рябеет – вдруг – прогиб её ствола.

Эта неказистая берёза, ненароком выросшая в столице, вызывает какую-то щемящую грусть и глубокие раздумья. В смене времён года ей доводилось «вновь зеленеть, и вновь терять свой лист, и красоваться в серебре морозном», слушать не только мирный шум столицы, но и тревожный грохот в небе фронтовой Москвы «и в кольцах лет вести немой отсчёт всему, что пронесётся, протечёт…». И вот обобщение: поэт, сделавший эту берёзу недвижной и безмолвной свидетельницей людских торжеств и бедствий, обращает свой взгляд в душу каждого человека:

Нет, не бесследны в мире наши дни,

Таящие надежду иль угрозу.

Случится быть в Кремле – поди взгляни

На эту неприметную берёзу.

Какая есть – тебе предстанет вся,

Запас диковин мало твой пополнит,

Но что-то вновь тебе напомнит,

Чего вовеки забывать нельзя.

В этих стихах судьба человеческая непосредственно смыкается с исторической жизнью родины и природы, памятью отчей земли: в них по-своему отражаются и преломляются проблемы и конфликты эпохи.

В стихах А. Прокофьева о России запечатлена история родного края и его природа, душевные богатства людей и красочность русской речи. Со страниц его книг древняя и вечно юная Родина-Русь встаёт «в сверканье новых дней», в напряжённом движении к будущему.

Природа никогда не оставляла поэтов равнодушными. Пристальное внимание к жизни природы, неиссякаемая любовь к ней были присущи А. Прокофьеву. Как и у других поэтов, Н. Асеева, В. Лугового, у него мы также найдём «Четыре времени года».

Александр Твардовский зорко и трепетно замечал явления природы: «как после мартовских метелей, свежи, прозрачны и легки, в апреле – вдруг порозовели по-вербному березняки». Поэт слышит «невнятный говор или гомон в вершинах сосен вековых», жаворонок, возвестивший весну, напоминает ему далёкую пору детства.

Александр Яшин, в стихах о Родине, размышляет о том, что мало ещё воспевать «берёзки, речки, ширь её полей». Родина – это прежде всего люди, ближние и дальние, порою остро нуждающиеся «в тепле, в участии, в братском добром слове». В этом он видит первостепенную задачу поэзии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Жизнь Данте Алигьери
Жив Данте или умер для нас? Может быть, на этот вопрос вовсе еще не ответит вся его в веках не меркнувшая слава, потому что подлинное существо таких людей, как он, измеряется не славой, а самим бытием. Чтобы узнать, жив ли Данте для нас, мы должны судить о нем не по нашей, а по его собственной мере. Высшая мера жизни для него — не созер ...

Прием наделения поэтической, словесной формы иконической функиией
Текст у Бродского не просто описывает предметы, но иногда их изображает, подобно искусствам, построенным на иконических знаках, — таким, как живопись или кинематограф. Такая установка присуща многим поэтическим системам (например, барокко) и не является отличительным признаком именно поэтики Бродского81. Но у Бродского она выражена дово ...

Литературные произведения
Тип предприимчивого аморального пройдохи был известен уже антич. литре (слуги в комедиях Плавта, некоторые персонажи в «Сатириконе» Петрония и соч. Лукиана), литературе средневековья и Раннего Возрождения (персонажи фарсов, фаблио, шванков, новелл Дж. Боккаччо и Ф. Саккетти), но он был лишен социальной определенности пикаро. Более близо ...