Элегические стихи А. Ахматовой насыщены глубоким психологизмом. Изобразительное начало, предметная детализация, фактура, пейзажные картины подчинены в них развитию переживания, выражению грустного и просветлённого элегического чувства. Своеобразным примером элегии может послужить одно из последних стихотворений А. Твардовского: Но, боже мой, и всё-таки неправда, Что жизнь с годами сходит вся на клин, Что есть сегодня, да, условно, завтра, Да безусловно вздох в конце один Нет, был бы он невыносимо страшен, Удел земной, не будь всегда при нас Ни детства дней, ни молодости нашей, Ни жизни всей в её последний час. Печаль Ахматовой и Твардовского – это не тоска или уныние. Она высветвляет душу, превращая скорбь в силу, делая боль очищающей и целительной. И сама смерть, мысли о ней становятся мудрыми и сдержанными, но тем более действенным гимном во славу бытия, утверждением его бесконечного разнообразия, красоты и неповторимости. И тут элегия соприкасается с одой, славящей жизнь и человека. Трезво-реалистические и отнюдь не безмятежные раздумья о человеке и времени оборачиваются утверждением неумирающей «жизни всей», которую человек носит в себе до последнего мгновения. Обращение к значительным, актуальным вопросам поэтического процесса 50-х – 80-х годов, к творчеству поэтов разных поколений позволяет сделать вывод о художественно-эстетических открытиях советской многонациональной поэзии, связанных с постижением мира, времени, человека. В советской поэзии этих лет историзм поэтического мышления, позволяющий осмыслить и раскрыть неразрывную связь времён, проблем, конфликтов, противоречий. Многообразие путей воплощения жизненной правды, углубленность проникновения в духовный мир человека, верность принципам гуманизма, народности позволяет поэзии с наибольшей полнотой и точностью служить отображением того времени. Мудрым заветом новым поэтическим поколениям звучат строки одного из последних стихотворений Александра Твардовского: Все в этом мире – только быть на страже – Полным-полно своей, не привозной, Ничьей и невостребованной даже, Заждавшейся поэта новизной. Поэтическая техника С. Есенина. Историческая проза Церковнославянский язык на Руси |
Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов
Страница 6
Информация о литературе » Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов