Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов
Страница 6
Информация о литературе » Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов

Элегические стихи А. Ахматовой насыщены глубоким психологизмом. Изобразительное начало, предметная детализация, фактура, пейзажные картины подчинены в них развитию переживания, выражению грустного и просветлённого элегического чувства.

Своеобразным примером элегии может послужить одно из последних стихотворений А. Твардовского:

Но, боже мой, и всё-таки неправда,

Что жизнь с годами сходит вся на клин,

Что есть сегодня, да, условно, завтра,

Да безусловно вздох в конце один

Нет, был бы он невыносимо страшен,

Удел земной, не будь всегда при нас

Ни детства дней, ни молодости нашей,

Ни жизни всей в её последний час.

Печаль Ахматовой и Твардовского – это не тоска или уныние. Она высветвляет душу, превращая скорбь в силу, делая боль очищающей и целительной. И сама смерть, мысли о ней становятся мудрыми и сдержанными, но тем более действенным гимном во славу бытия, утверждением его бесконечного разнообразия, красоты и неповторимости. И тут элегия соприкасается с одой, славящей жизнь и человека.

Трезво-реалистические и отнюдь не безмятежные раздумья о человеке и времени оборачиваются утверждением неумирающей «жизни всей», которую человек носит в себе до последнего мгновения.

Обращение к значительным, актуальным вопросам поэтического процесса 50-х – 80-х годов, к творчеству поэтов разных поколений позволяет сделать вывод о художественно-эстетических открытиях советской многонациональной поэзии, связанных с постижением мира, времени, человека.

В советской поэзии этих лет историзм поэтического мышления, позволяющий осмыслить и раскрыть неразрывную связь времён, проблем, конфликтов, противоречий.

Многообразие путей воплощения жизненной правды, углубленность проникновения в духовный мир человека, верность принципам гуманизма, народности позволяет поэзии с наибольшей полнотой и точностью служить отображением того времени.

Мудрым заветом новым поэтическим поколениям звучат строки одного из последних стихотворений Александра Твардовского:

Все в этом мире – только быть на страже –

Полным-полно своей, не привозной,

Ничьей и невостребованной даже,

Заждавшейся поэта новизной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


"Девочки"
Следующий цикл "Девочки" ярко выделяется на фоне остальной прозы Людмилы Улицкой. В нем с тонким психологическим мастерством изображен мир девочек-подростков, особое возрастное восприятие действительности, которое, в конечном счете, определит ход их жизни. Человек формируется в детстве - это известное утверждение писательница ...

Политическая жизнь Данте
Флоренция переживала во время жизни Данте сложный политический и экономический кризис. В сущности, это была борьба осознавшей свое политическое значение буржуазии против наследственной аристократии. Это обстоятельство объясняет, почему к середине XIII века традиционные политические лозунги — гвельфы (сторонники папы) и гибеллины (сторон ...

«Повесть о смерти и погребении князя Михаила Скопина-Шуйского», ее близость к народной исторической песне
Повесть, посвященная трагической гибели храброго полководца, особенно проявившего себя в борьбе против Лжедмитрия 2. Князь внезапно скончался после пира у князя Воротынского, а причиной смерти в народе считали яд, который дала ему жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского Мария. Он был отравлен на пиру у князя Воротынского; в смерти Скопи ...