Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов
Страница 5
Информация о литературе » Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов

В стихах А. Яшина видно особое внимание к прозаическим деталям жизни, к «земным» подробностям человеческого существования, характера, психологии, быта. Это же показательно и для других поэтов, связанных с «деревенской темой». С трудовой, нравственной, народнопоэтической сферой сельской жизни связано в самых своих основах творчество Н. Рыленкова и В. Бокова, Н. Тряпина и Н. Рубцова.

Остросложные, порой не решенные проблемы деревни стали не просто «темой» и «материалом», но – сокровенной заботой, внутренним нервом, душевной болью многих серьёзных, по-настоящему гражданских и глубоко лирических произведений. Каждый автор пристально вглядывался прежде всего в жизнь края, с которым был связан с ранних лет. В. Так, «страной детства» Солоухина была Владимирщина, Цыбина – Семиречье, С вологодской землёй связано творчество А. Яшина и С. Викулова. В стихах Викулова ощутимо увлечение описанием деревенского быта, акцентирование власти и зова земли. В его сборнике «Хлеб да соль» характерные заголовки отрывков – «Изба», «Земля», «Окнами на зарю».

В иной, полной внутреннего драматизма тональности звучит «деревенская тема» у Николая Рубцова. В условиях стремительных и необратимых перемен, наступления города на село он обнаруживал острое внимание к тому, что уходит, и – шире – к нравственным истокам и устоям народного бытия, к поэзии и красоте деревенской жизни, это была своего рода ностальгия по уходящему, утраченному, былому:

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг – везде о них тоскую.

Острое ощущение столкновения старого и нового, характерное для поэта, отчётливо выражено в стихотворении «Грани»:

Ах, город

Село таранит!!

Ах, что-то

Пойдёт на слом!

Меня всё терзают

Грани

Меж городом и селом….

Стремление бережно сохранить, защитить нравственные и эстетические ценности, связанные с естественно-природным и историческим бытиём, отчетливо видно в творчестве многих поэтов: А. Твардовского и Я. Смелякова, Б. Ручьёва, В. Фёдорова, С. Орлова и В. Солоухина. В центре внимания авторов стихов – человек и земля, глубоко прочувствованная мысль о том, что наш духовный мин не отделим от природы.

В 60-е годы поэты разных поколений и различной художественно-стилевой ориентации размышляли о возрастающей грозной опасности для всего живого вокруг нас.

В гротескном, парадоксальном, трагедийно-экспрессивном ключе раскрываются эти мотивы в стихах А. Вознесенского «Роща», «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», «Не трожь человека, деревце! Не бей человека, птица!» – в нагнетаемых обращениях-повторах мысль о том, что, разрушая окружающую их природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности будущее на Земле.

В стихах конца 60-х – начала 70-х годов естествен антивоенный, гуманистический пафос. Им признана поэма М. Луконина «Обугленная граница», вошедшая в книгу «Необходимость».

Эти же мотивы взволнованно и страстно звучат в циклах К. Симонова – «Вьетнам, зима семидесятого», Р. Рождественского – «На самом дальнем Западе», Е. Евтушенко – «Дорога номер один».

В конце 60-х начале 70-х годов существенные проблемы современной жизни отражались в поэзии далеко не полно, что обусловило ослабление её популярности у читателей.

Анализ состояния дел в поэзии в эти годы, оценка и характеристика её наиболее существенных явлений и процессов, данные на писательских съездах и критиками, явились итогом дискуссий и размышлений самих поэтов. Раздумья о задачах поэзии и миссии поэта звучат в стихах многих поэтов.

Поэты 70-х стремятся учесть все сложнейшие « невидимые координаты» чувств и разума своего современника, обогащённого опытом истории, науки, искусства.

В своих стихотворениях они раскрывают отношение человека к Родине, природе, Земле, народу, человечеству. Чувство полноты жизненных связей с миром, постигаемое в неустанном творческом труде, - главное в их самосознании.

Говоря об особенностях многонациональной советской поэзии, о взаимодействии в ней поэзии больших и малых народов, поэзии родного народа, известный аварский поэт Р. Гамзатов отмечал:

«Мы стали мыслить шире, стали чувствовать глубже».

Во многих поэтических произведениях авторские раздумья, переживания или сюжетно повествовательные мотивы соответственно выражаются в формах, с одной стороны лирического монолога, а с другой – баллады, стихотворного рассказа или портрета. Нередко встречается обновление творческих жанров и строфических форм, имеющих многовековую историю: оды, сонета, элегии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Поэтический мир и миф
В следующих книгах «Версты» и «Ремесло», обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам Александру Блоку, Анне Ахматовой, Софии Парнок, посвященных историческим лицам или ...

Биография Карамзина
«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом». А.С. Пушкин Биографии даже самых знаменитых людей до начала 19 века страдают как нехваткой информации, так и простыми неточностями. Недаром П. А. Вяземский после смерти Карамзина умоляет его друга И. И. Дмитриева, чтобы тот как можно больше вспомнил: «Если этого н ...

Политические и культурные условия возникновения книгопечатния в России
Начало книгопечатания в Москве относится ко второй половине XVI века. Это была эпоха напряженной борьбы за укрепление централизованного государства и глубоких изменений во всем укладе русской жизни. Центральная государственная власть укрепилась, крупные завоевания Московского государства не только расширили территорию государства, но и ...