Введение
Страница 5

Стихотворение "Русь советская" заканчивается строчками, которые утверждают связь творчества поэта родной новой Россией:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пойдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Многие стихотворения Есенина представляют поэтический, взволнованный и искренний рассказ о своей жизни, о близких, о судьбе и неизбежном расставании с милой землей: "Письмо к матери", "Письмо к женщине", "Письмо сестре", "Письмо деду", "мой путь", "Собаке Качалова" и другие. Они свидетельствуют о неразрывной связи поэта с родными близкими, дышат теплотой сыновней любви и преданности, сожалением об ушедшей молодости, о том , что не всегда он оправдывал надежды тех, кто был ему дорог и мил.

Широкой известностью пользуется его "Письмо к матери", которое стало народной песней. "Письмо деду" свидетельствует о любви поэта к родине, к деду, у которого он жил в детстве. Недавно Есенин писал о состоянии тонконогого жеребенка с паровозом, а в этом стихотворении, убеждая деда сесть в поезд, он слагает гимн паровозу: "Ах, что за лошадь, что за лошадь-паровоз". И далее:

И ты, старик,

Когда-нибудь поймешь,

Что даже лучшую

Впрягай в сани лошадь,

В далекий край

Лишь кости привезешь.

Стихотворение "Письмо к женщине" - взволнованный рассказ о времени, когда все кипело в стране. Обращаясь к любимой, поэт объясняет свое состояние в те годы грандиозными событиями на родине:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму-

Куда несет нас рок событий.

Поэт философски объясняя происходящее:

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Это стихотворения свидетельствуют о том, что поэт включается в новую жизнь и верит, что он сумеет сказать слово о современности. Эта мысль характерна для стихотворения "Мой путь". Оно перекликается со вступлением в поэму "Во весь голос" В.Маяковского, где поэт тоже рассказывает "О времени и о себе". Есенин, как и Маяковский, пишет: "Стихи мои, расскажите про жизнь мою".

Поэт полон веры в то, "чтоб озорливая душа уже по зрелому запела". Он надеется, что "иная жизнь села меня заполнит новой силой".

1924-1925 - период творческого взлета Есенина. Они были так же для него плодотворны как болдинская осень для Пушкина. За то время Есенин создал большое количество произведений разных жанров: поэмы, баллады, стихотворения. Лирические стихотворения этих лет отличаются философской глубиной, искренностью. В них отчетливо звучат мотивы любви к Родине, к природе и размышления о быстротекущей жизни, о своем скромном "уходе". В то же время Есенин далек от пессимизма - он благословляет жизнь и выражает веру в ее вечное движение, говорит о бесконечной любви к людям, "что живут со мною на земле".

В стихотворении "не жалею, не зову, не плачу ." . Есенин заключает:

"Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть". Поэт надеется, что в будущем его песни вспомнят новые поколения? "И, песне внемля в тишине, любимая с другим любимым, быть может, вспомнит обо мне, как о цветке неповторимом".

В последний период творчества Есенин, по – прежнему, выражает чувство огромной любви к местам, где он родился, где прошло его детство. Он пишет о том, что "милый край" изменился, изменилась жизнь и сознание людей. Все, что связано с началом жизни, с родными и близкими, становится близким и дорогим для поэта. Обращаясь к сестре в стихотворении "ты запой мне ту песню, что прежде .", поэт утверждает:

Ты мне пой. Ведь моя отрада-

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья рябин .

Есенин часто использует прием психологического параллелизма- картины природы оттеняют человеческие чувства и переживания:

Плачет метель, как цыганская скрипка.

милая девушка, злая улыбка,

Я ль не робею от синего взгляда:

Много не нужно и много не надо.

В лирических стихотворениях, в описаниях природы у Есенина чувствуется тесная связь с народной поэзией, особенно с песней. Поэтому многие стихи Есенина положены на музыку в народе ("Клен ты мой, опавший .", "Слышишь - мчатся сани .", "Над окошком- месяц, под окошком - ветер .", "не жалею, не зову, не плачу .").

Мастерство и зрелость Есенина связаны с его преклонением перед русской и мировой классикой, с его стремлением следовать классическим образцам в своей поэзии. Его любимым поэтом становится Пушкин, волнует восточная лирика. Поэт мечтает о поездке в Персию. К ней он тщательно готовится - не только читает классиков Востока Саади, Фирдоуси, но и создает цикл "Персидские мотивы",который был новаторским в развитии русской поэзии 20-х годов. Этот цикл свидетельствует об умении поэта овладевать образцами восточной лирики , сохранив самобытность русского поэта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Слово как опорный образ поэтики Бродского
Бродский доводит значение Слова до безграничности – сравнивает с «психологией бытия в тупике». Язык буквально пронизывает всё состояние общества – «Первой жертвой разговоров об утопии – желаемой или уже обретенной – прежде всего, становится грамматика, ибо язык, не поспевая за такого рода мыслью, задыхается в сослагательном наклонении и ...

Приворотный корень (ночная фиалка)
"Сегодня цветочный праздник, и у меня на столе стоит великолепный букет ночных фиалок и распространяет аромат по всей комнате". Так писала в мае 1892 г. Н.Ф. фон Мекк в одном из своих писем П.И. Чайковскому. Горячо любил и воспевал фиалки А.А. Блок. Он автор поэмы "Ночная фиалка", написанной в 1906 году. Поэмы, где ...

«Посторонний» - подступ к правде исконной и последней
Записки злополучного убийцы, ждущего казни после суда, волей-неволей воспринимаются как прямо не высказанное, но настоятельное ходатайство о кассации, обращённое к верховному суду – суду человеческой совести. Случай же, представленный к пересмотру, зауряден, но далеко не прост. Очевидно кривосудие слуг закона – однако, и преступление на ...