Введение
Страница 2

В данной выпускной квалификационной работе мы хотели рассмотреть эволюцию темы любви в творчестве С.Есенина. Почти все поэты всех времен и народов всегда в своем творчестве обращаются к этой теме. Но, так эмоционально, образно и светло воспеть это чувство, как воспел Есенин вряд ли кому удалось.

Любовь - главная тема творчества С.Есенина, она проходит красной нитью через все его произведения. Это всеобъемлющая тема.

Актуальность данной работы заключается в необходимости современного исследования с позиции нового типа научного знания и мышления проблем становления эволюции темы любви в творчестве С. Есенина.

Анализ конкретного литературного материала и критическое осмысление соответствующих ему литературоведческих положений позволяет сделать вывод о том, что тема любви в творчестве поэта наиболее полно раскрыта в трех основных аспектах: любовь к природе, любовь к Родине, любовь к женщине. В данной работе мы рассмотрим эволюцию темы любви на примере раннего и зрелого творчества С.Есенина.

В русской литературе конца XX - начале XXI века произошли глобальные изменения, определившие эволюцию философских, этических и эстетических систем. Историко-эстетический процесс этого периода отражает не только переломную эпоху в развитии страны, но и изменения в сознании человека. Писатели и поэты создают новые произведения, которые не только отражают происходящие в обществе перемены, но и вбирают в себя весь спектр духовно-философских проблем. Также пересматривается творчество поэтом и писателей, творивших в начале XX века и уже получивших свою оценку. В этом смысле актуализируется и творчество С.Есенина, рассмотрение закономерностей развития его художественного мира и то, что в нем отражены основные противоречия литературного процесса начала XX века.

Предметом, исследования является творчество С. Есенина, его стихи о природе, о Родине, о женщинах.

Исходя из сказанного, цель данной работы видим в рассмотрении эволюции воспроизведения темы любви в поэзии С. Есенина. Отсюда вытекают конкретные задачи исследования:

- раскрытие нравственной и психологической сути человека, героя поэзии С.Есенина;

- выявление этических и эстетических категорий, которыми руководствуется поэт при изображении своего героя;

- рассмотреть своеобразие художественного психологизма, проявление характеров героев;

- определить какими художественными средствами пользуется поэт в создании своих образов.

Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования, состоянием изученности проблемы на данном этапе развития литературоведческой науки. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы(18 наименований).

Во введении дано обоснование выбора темы, роль и место С. Есенина в русской литературе xx века, определена степень изученности проблемы, актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования.

Глава 1. "Концепт любви в лирике Сергея Есенина". Глава состоит из двух параграфов. Здесь рассматривается начало творческого пути поэта, его любовь к родной природе.

1. " Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла" В этом параграфе исследуется как любовь к природе перерастает в более сильное, значимое чувство-чувство любви к Родине.

Глава 2. Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике С.Есенина. Глава состоит из 4-х параграфов, каждый из которых посвящен определенному лицу, увлечению, большому чувству С.Есенина.

1. "Девушка в белой накидке" (Анна Сардановская);

2. "За то, что девушкой наивной предстала ты мне на пути моем" (Зинаида Николаевна Райх);

3. "Я искал в этой женщине счастья" (Айседора Дункан);

4. "Шаганэ, ты моя Шаганэ".

В заключении подводятся выводы.

Список использованной литературы насчитывает 18 наименований.

2. Основная часть.

Глава 1. Концепт любви в лирике С. Есенина

Картины русской природы, ее ширь, неповторимый аромат полей и лугов явились первым и сильным впечатлением детства. В Константинове знали и любили русскую песню, много пели и в семье Есениных. Песня заставляла грустить и радоваться, утешала и согревала в трудные минуты жизни. Впоследствии, обращаясь к сестре Шуре, Есенин писал:

Ты запой мне ту песнь, что прежде

Напевала нам старая мать,

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Любовь к песне и родной природе поэт пронес через всю свою жизнь. Об этой любви он не уставал писать в своих стихах, которые были сродни привольной и задумчивой русской песне:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

У Есенина был свой поэтический мир. Весьма показательно, что первые стихи печатались в детских журналах: это были стихи, отличающиеся детской непосредственностью, в них звучало изумление перед красотой мира природы, который окружал человека с детских лет. В стихотворениях Есенина воспета и песенная "белая березка", и русская снежная зима, которая "поет и аукает стозвоном сосняка", и отливающая перламутром крапива, "поздравляющая" всех с добрым утром.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


В.И. Комаровский
Образ Комаровского восходит к первой любви Зинаиды Пастернак. Вторая жена Бориса Леонидовича, в воспоминаниях о муже, сама его описала: «Комаровский же - моя первая любовь. Боря очень зло описал Комаровского, Н. Милитинский был значительно выше и благороднее, не обладая такими животными качествами. Я не раз говорила боре об этом. Но он ...

Игровой фольклор
79. ГОРЕЛКИ Дети, взявшись за руки парами, становились одна пара за другой. Впереди становился водящий. Бежала последняя пара, водящий должен был поймать себе пару. Оставшийся без пары становится водящим. Сигналом «Бегите!» было окончание игрового припева: Гори-гори, пень, Дай конопель, С лучком,с мачком, С козьим бочочком. Глянь ...

Детская литература в историческом контексте России. Детская литература в древности (до XVIIв.)
В середине IX века, в результате длительного исторического развития и борьбы, в Восточной Европе сложилось древнерусское государство, которое окончательно оформилось после слияния Киева и Новгорода. В 988г. было принято христианство в качестве официальной религии, что послужило толчком к более широкому распространению письменности и рус ...