Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
Страница 2
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.

Пред ним лепечут волны и бегут,

И вновь приходят, и о скалы бьют;

Как легкие ветрилы, облака

Над морем носятся издалека.

А умершему остается лишь "сей малый остров, брошенный в морях". Море в думе – символ жизни, которая бурлит и движется; море – мир живых людей. Остров – это корабль, лишенный парусов, вынужденный стоять на месте без движения. Противопоставление моря и острова – это противопоставление жизни и смерти.

В стихотворении "Желание", датированном автором "Середниково. Вечер на бельведере. 29 июля", образ моря разделяет лирического героя и Шотландию, страну его мечты:

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Меж мной холмами отчизны моей

Расстилаются волны морей.

Море становится символом разлуки, противоречия между реальностью и мечтой. "Волны морей" показывают величину расстояния между местом, в котором находится лирический герой, и страной, куда он страмится. Данное стихотворение навеяно семейной легендой о шотландских предках поэта. В самой Шотландии известно предание о певце-предсказателе по имени Томас Лермонт, который в сочиненных им песнях предсказывал будущее.

"Св. Елена" – еще одно стихотворение наполеоновского цикла, связывающее Наполеона с морем. Поэт вновь возвращается к образу "изгнанника" на "острове одиноком", Наполеон – "сын моря" и "средь морей" его могила. В романтическом восприятии Наполеон – загадочный боец за свободу. Называя этого великого человека "сыном морей", М.Ю.Лермонтов показывает нам, что море – это еще и символ свободы. Образ моря подчеркивает силу и величие личности Наполеона.

"К Л." – (Подражание Байрону) – бесспорно, стихотворение о любви, но и здесь мы находим образ моря:

Корабль умчит меня от ней

В безвестную страну,

И повторит волна морей:

Люблю, люблю одну.

Образ моря в этом стихотворении одновременно и символ разлуки двух любящих, и символ их вечных воспоминаний о любви друг к другу. Многие исследователи предполагают, что стихотворение посвящено В.А.Лопухиной, которую поэт любил почти всю жизнь. В этом случае образ моря становится символом вечной любви, которую никакая разлука не в силах погасить. Недаром поэт наделяет "волну морей" способностью говорить, олицетворяя ее с мыслящим существом, М.Ю.Лермонтов принуждает волну сказать о чувствах лирического героя.

Стихотворение "Волны и люди" отражает сходство людей и волн: "уподобляя волны людям, Лермонтов наделяет волны душой: "И в море каждая волна/ Была душой одарена". Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и безжалостного, бесчувственны и способны лишь к деструкции, они стремятся к тому, чтобы разрушить все" [Нахапетов,1999, 17]. Люди не лучше волн, "души в них холодней!" Море, покрытое волнами, – символ человеческого общества.

В стихотворении "К***" ("Не ты, но судьба виновата была…") образ моря – лишь сравнение с впечатлениями женского сердца, "как в море широком следы челнока". Море является символом мимолетности впечатления.

В стихотворении "Время сердцу быть в покое…" М.Ю.Лермонтов использует образ моря, чтобы отразить душевное состояние лирического героя, волнения его сердца:

Но пускай оно трепещет –

То безумной страсти след:

Так все бурно море плещет,

Страницы: 1 2 3 4


«Военная песнь» С.Ф. Глинки
Русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ; брат С.Н. Глинки. Воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805-1806 состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского ополчения. В 1812 опять поступил в армию адъютантом к М ...

Африканские парадоксы Ивлина Во.
«Черная напасть» и «Сенсация» представляют собой фантазию на темы Африки, т.к. события происходят в маленьких африканских государствах Азании и Эсмаилии, государствах, которые бесполезно искать на географических картах. В основе фантазий Во лежит вполне конкретная реальность, которую можно отразить лишь в форме парадоксов, фиксирующих ...

Литературные произведения
Тип предприимчивого аморального пройдохи был известен уже антич. литре (слуги в комедиях Плавта, некоторые персонажи в «Сатириконе» Петрония и соч. Лукиана), литературе средневековья и Раннего Возрождения (персонажи фарсов, фаблио, шванков, новелл Дж. Боккаччо и Ф. Саккетти), но он был лишен социальной определенности пикаро. Более близо ...