Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
Страница 4
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.

В стихотворении "Челнок" мы видим последствия борьбы с морем:

По произволу дивной власти

Я выкинут из царства страсти,

Как после бури на песок

Волной расшибленный челнок.

Пускай прилив его ласкает,–

В обман не вдастся инвалид;

Свое бессилие он знает

И притворяется, что спит;

Никто ему не вверит боле

Себя иль ноши дорогой;

Он не годится – и на воле!

Погиб – и дан ему покой!

"Выкинутый на берег челн обретает покой, противоположности примиряются. Поэт ассоциируется с челноком, а море – с мятежным миром чувств и переживаний" [Володин, 1998, 17]. Если в стихотворении "Желание" челнок был оснащен парусом и являлся символом надежд, то в данном стихотворении разбитый челнок символизирует крушение мечтаний. А море осталось где-то в стороне, лишь иногда, в прилив, оно дарит иллюзии, в которые челнок-инвалид уже не верит. Душевное состояние лирического героя напрямую сравнивается с разбитым челноком. Образ моря в данном стихотворении – символ уходящей жизни, к которой уже не вернуться.

Стихотворение "Для чего я не родился…" было написано под впечатлением наводнения в Петербурге, произошедшего 27 августа 1832 года. В этом стихотворении образ воды создается из образа волны, и не говорится о чем именно писал поэт: о реке или о море. Исходя из навеявшего это стихотворение события мы можем сделать вывод, что М.Ю.Лермонтов писал о бушующих водах вышедшей из берегов Невы.

В период с 1828 по 1832 годы образ моря постоянно присутствует в лирике поэта. Наиболее часто море символизирует человеческую жизнь и страсть. Образ паруса пока не приобрел символического значения "личность".

Страницы: 1 2 3 4 


Мотив изоморфности мира и текста (языка)
Сходство структуры бытия, космоса, и текста (языка) — инвариантный мотив Бродского, родственный представлениям барокко о мире как о совершенном творении — произведении Бога — непревзойденного художника. Этот мотив объясняет поэтику неразличения знаков и вещей у Бродского, но эксплицирован лишь в нескольких поэтических текстах: «Воздух — ...

Введение.
М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним дне ...

«Военная песнь» С.Ф. Глинки
Русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ; брат С.Н. Глинки. Воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805-1806 состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского ополчения. В 1812 опять поступил в армию адъютантом к М ...