Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
Страница 4
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.

В стихотворении "Челнок" мы видим последствия борьбы с морем:

По произволу дивной власти

Я выкинут из царства страсти,

Как после бури на песок

Волной расшибленный челнок.

Пускай прилив его ласкает,–

В обман не вдастся инвалид;

Свое бессилие он знает

И притворяется, что спит;

Никто ему не вверит боле

Себя иль ноши дорогой;

Он не годится – и на воле!

Погиб – и дан ему покой!

"Выкинутый на берег челн обретает покой, противоположности примиряются. Поэт ассоциируется с челноком, а море – с мятежным миром чувств и переживаний" [Володин, 1998, 17]. Если в стихотворении "Желание" челнок был оснащен парусом и являлся символом надежд, то в данном стихотворении разбитый челнок символизирует крушение мечтаний. А море осталось где-то в стороне, лишь иногда, в прилив, оно дарит иллюзии, в которые челнок-инвалид уже не верит. Душевное состояние лирического героя напрямую сравнивается с разбитым челноком. Образ моря в данном стихотворении – символ уходящей жизни, к которой уже не вернуться.

Стихотворение "Для чего я не родился…" было написано под впечатлением наводнения в Петербурге, произошедшего 27 августа 1832 года. В этом стихотворении образ воды создается из образа волны, и не говорится о чем именно писал поэт: о реке или о море. Исходя из навеявшего это стихотворение события мы можем сделать вывод, что М.Ю.Лермонтов писал о бушующих водах вышедшей из берегов Невы.

В период с 1828 по 1832 годы образ моря постоянно присутствует в лирике поэта. Наиболее часто море символизирует человеческую жизнь и страсть. Образ паруса пока не приобрел символического значения "личность".

Страницы: 1 2 3 4 


Литературный язык как высшая форма языка общенародного.
Одной из важнейших задач истории литературного языка явля­ется определение характера и роли в творческой обработке общена­родного языка тех выдающихся деятелей, которых Горький назвал «мастерами слова». Было бы совершенно неправильно полагать, что под мастерами слова следует разуметь исключительно только писа­телей. Такая точка зрения н ...

Особенности постмодернистской прозы Виктора Пелевина
Виктор Пелевин давно стал культовой фигурой в современной литературе. Он один из немногих, кто достаточно успешно публикуется за рубежом и имеет определенный круг читателей. На сегодняшний день Пелевин – обладатель Малой Букеровской премии 1992 года за сборник рассказов «Синий фонарь», автор таких бестселлеров, как «Омон Ра», «Священная ...

Мир древнерусской литературы.
“Всякая литература создаёт свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества”, - пишет академик Д.С. Лихачёв. Характеризуя литературу Древней Руси, он пишет: “Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, н ...