Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
Страница 3
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.

Хоть над ним уж бури нет!

Трепет сердца сравнивается волнением моря после бури. Море становится символом страсти, душевной борьбы, тревоги.

В "Сонете" (1832 год) образ моря противопоставлен образу "мраморного кумира", как страсть и бесчувственность:

Так мраморный кумир на берегу морском

Стоит, – у ног его волна кипит, клокочет,

А он, бесчувственным исполнен божеством,

Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.

Образ моря в этом "Сонете" – символ яростной, кипучей страсти. Кипящая, клокочущая волна будоражится как душа влюбленного человека.

В стихотворении "Желание" ("Отворите мне темницу…") во второй строфе помимо образа моря впервые возникает образ паруса:

Дайте мне челнок дощатый

С полусгнившею скамьей,

Парус серый и косматый,

Ознакомленный с грозой.

Я тогда пущуся в море

Беззаботен и один

Разгуляюсь на просторе

И потешусь в буйном споре

С дикой прихотью пучин.

"В этой строфе воплощается главная идея стихотворения – жажда воли и свободы, готовность к испытаниям" [Володин,1998, 17]. Лирический герой стремится к жизни, к движению и в то же время к одиночеству. "Парус серый и косматый" пока еще не символ человека, его души. Он лишь средство, которое человек использует для путешествия по морю бытия. Эпитеты "серый и косматый" нельзя употребить по отношению к человеку, не изменив семантики этих слов. В то же время строка "ознакомленный грозой" доказывает, что парус обладает "жизненным опытом", этого знания жизни нет у лирического героя. Но на этом "дощатом" челноке, под этим парусом плавал кто-то еще. Если исходить из этого, то можно сделать вывод, что парус – символ связи между поколениями. Море в данном стихотворении – символ жизни и свободы. Оно своевольно, но лирический герой готов с ним бороться. Его не пугают "дикие прихоти пучин". Лирический герой пока еще настроен оптимистично, он еще полон надежд и желаний.

"Два великана" (1832 год) можно отнести к наполеоновскому циклу, поэт приурочил его к двадцатилетней годовщине Отечественной войны 1812 года. В стихотворении описывается борьба двух витязей-великанов, русского и иноземного. Поэт иносказательно отразил победу русского народа над Наполеоном:

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

Образ моря намекает нам на реальное место гибели Наполеона (остров Св. Елены). М.Ю.Лермонтов вырисовывает перед нами враждебную человеку стихию, своевольную и свободную.

В августе 1832 года М.Ю.Лермонтов приехал в Петербург. Город показался ему красивым, но безжизненным. Юному поэту хотелось увидеть море, которое он знал по стихотворениям Жуковского и других поэтов-романтиков. М.Ю.Лермонтову море представлялось как нечто величественное, внушающее вдохновение. Но море разочаровало его. В стихотворении "Примите дивное посланье…" М.Ю.Лермонтов пишет:

И, наконец, я видел море,

Но кто поэта обманул?

Я в роковом его просторе

Великих дум не почерпнул;

Нет! как оно, я не был волен;

Болезнью жизни, скукой болен

(На зло былым и новым дням),

Я не завидовал, как прежде,

Его серебряной одежде,

Его бунтующим волнам.

М.Ю.Лермонтов с иронией называет море "роковым простором", поэт больше не видит в нем символа независимости, что было характерно для романтического мировоззрения. Лирический герой сравнивает свою личную несвободу с несвободой моря. Образ моря становится символом несвободы, бесполезности борьбы, бунта.

Страницы: 1 2 3 4


Стилистические особенности поэзии Джона Берримена
Чтобы определить стилистические особенности лирики Берримена следует обратиться прежде всего к двум его произведениям: “Homage to Mistress Bradstreet” и сборнику “The Dream Songs”. В поэме “Homage to Mistress Bradstreet” автор вступает в вымышленный диалог с пуританской поэтессой Анной Бредстрит. Анна Бредстрит (в девичестве Анна Дадл ...

Николай Степанович Гумилев
Родился Гумилев в семье корабельного врача в Кронштадте. Учился в гимназии Царского Села. Затем ненадолго (1900- 1903) уезжал в Грузию. Вернувшись, окончил (1906) Николаевскую Царскосельскую гимназию. Однако уже пребывание в ней не было обычным. Естественные для юноши интересы и занятия сразу оттеснила напряженная внутренняя жизнь. Все ...

Рай
Далее поэт посещает земной Рай на вершине горы Чистилища (здесь происходит его долгожданная встреча с возлюбленной) и возносится на первое небо, попадая в сферу Луны. Взлетая, путники пересекают сферу Огня, окружающую землю (средневековое представление об атмосфере?). На Луне они встречают бледные тени – пассивные души, не сдержавшие об ...