Введение
Страница 1

Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы.

Целью данной курсовой работы является изучение того, каковы место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, каково их символическое значение. Целью определяются следующие задачи:

1) Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.

2) Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в прозе М.Ю.Лермонтова.

3) Рассмотреть, как реализуются эти образы в лирике поэта.

Исследование творчества великого поэта и писателя актуально как в настоящее время, так будет актуально и в будущем. По каким же причинам? Во-первых, наследие М.Ю.Лермонтова достаточно широко изучается в школе, поэтому каждое исследование, вносящее что-нибудь новое в наше знание о творчестве М.Ю.Лермонтова, духовно обогащает поколения, идущие нам на смену.

Во-вторых, романтические мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова сходны с мотивами современной поэзии, следовательно, изучение творчества этого великого человека помогает нам понять современное состояние литературы.

В-третьих, творчество М.Ю.Лермонтова наиболее сильно воспринимается подростками и молодыми парнями и девушками, находит сильнейший отклик в их сердцах, значит, изучая поэзию и прозу этого великого литератора, мы сможем понять, чем живет современная молодежь.

Новизна данного исследования заключается в том, что образы моря и паруса в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова в целом не исследовались. Анализировалось стихотворение "Парус", но в большинстве случаев это был анализ морского пейзажа, либо анализ композиции стихотворения. Образы моря исследовались не в связи с образом паруса, а в связи с образом волн, либо в связи с женскими образами.

Основой большинства работ, посвященных анализу лермонтовских произведений, является исследование социальных, гражданских мотивов в творчестве М.Ю.Лермонтова, истории создания произведений, художественного метода произведений, художественных средств, которые использовал поэт и писатель, тем поэта и поэзии, любви. В то же время все эти работы нельзя недооценивать, большинство их авторов внесло огромный, неоценимый вклад как в пополнение наших знаний о М.Ю.Лермонтове и его творчестве, так и в литературоведение в целом. Авторы подобных работ просто не ставили себе задачу исследовать образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, однако в большинстве работ эта тема так или иначе затрагивалась их авторами.

В.Г.Белинский был одним из первых, кто заметил поэтический, а затем и писательский талант М.Ю.Лермонтова, о котором он написал две статьи: о стихотворениях поэта и о его знаменитом романе "Герой нашего времени". Статьи В.Г.Белинского отражают особенности многих созданных М.Ю.Лермонтовым образов, большое внимание уделяется теме поэта и поэзии, гражданским мотивам, исследуются и художественные средства, используемые поэтом и писателем. Работы В.Г.Белинского написаны простым, каждому понятным языком, поэтому пользоваться ими может и литературовед, и обыкновений школьник.

В статье Б.А.Нахапетова "Образ морской волны в поэзии М.Ю.Лермонтова" рассматривается не столько образ в целом, сколько морской пейзаж, в том числе и образ моря и паруса.

Страницы: 1 2 3


Параллели с Гоголем.
Чтобы сказать о России новое слово, нужно не просто любить её, но быть ею. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве », – писал Есенин в 1921 году. «Знаешь, почему я поэт? – спрашивал он Вольфа Эрлиха, –…У меня – родина есть! У меня – Рязань!». В Автобиографии (1922) Есенин п ...

Героическая тема в поэзии М. В. Ломоносова
Героическая тема нашла более глубокое выражение и совер­шенную художественную форму в торжественной и философской оде М. В. Ломоносова. Выдвинутые Тредиаковским положения сыграли большую роль в формировании теоретических воззрений Ломоносова и сказались на его поэтической практике. Под его пером русская одическая поэзия достигла классич ...

«Я искал в этой женщине счастья…». Сергей Есенин и Айседора Дункан)
Знаменитая американская балерина приехала в Россию летом 1921 года. Пригласили её для создания в Москве школы танца для детей из народа. Айседору сопровождала её ученица, приёмная дочь Ирма и камеристка Жанна. В 1924 году танцовщица была ещё в расцвете славы, но злые языки утверждали, что интерес к «босоножке» угас. Приглашение в Россию ...