Введение
Страница 1

Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы.

Целью данной курсовой работы является изучение того, каковы место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, каково их символическое значение. Целью определяются следующие задачи:

1) Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.

2) Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в прозе М.Ю.Лермонтова.

3) Рассмотреть, как реализуются эти образы в лирике поэта.

Исследование творчества великого поэта и писателя актуально как в настоящее время, так будет актуально и в будущем. По каким же причинам? Во-первых, наследие М.Ю.Лермонтова достаточно широко изучается в школе, поэтому каждое исследование, вносящее что-нибудь новое в наше знание о творчестве М.Ю.Лермонтова, духовно обогащает поколения, идущие нам на смену.

Во-вторых, романтические мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова сходны с мотивами современной поэзии, следовательно, изучение творчества этого великого человека помогает нам понять современное состояние литературы.

В-третьих, творчество М.Ю.Лермонтова наиболее сильно воспринимается подростками и молодыми парнями и девушками, находит сильнейший отклик в их сердцах, значит, изучая поэзию и прозу этого великого литератора, мы сможем понять, чем живет современная молодежь.

Новизна данного исследования заключается в том, что образы моря и паруса в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова в целом не исследовались. Анализировалось стихотворение "Парус", но в большинстве случаев это был анализ морского пейзажа, либо анализ композиции стихотворения. Образы моря исследовались не в связи с образом паруса, а в связи с образом волн, либо в связи с женскими образами.

Основой большинства работ, посвященных анализу лермонтовских произведений, является исследование социальных, гражданских мотивов в творчестве М.Ю.Лермонтова, истории создания произведений, художественного метода произведений, художественных средств, которые использовал поэт и писатель, тем поэта и поэзии, любви. В то же время все эти работы нельзя недооценивать, большинство их авторов внесло огромный, неоценимый вклад как в пополнение наших знаний о М.Ю.Лермонтове и его творчестве, так и в литературоведение в целом. Авторы подобных работ просто не ставили себе задачу исследовать образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, однако в большинстве работ эта тема так или иначе затрагивалась их авторами.

В.Г.Белинский был одним из первых, кто заметил поэтический, а затем и писательский талант М.Ю.Лермонтова, о котором он написал две статьи: о стихотворениях поэта и о его знаменитом романе "Герой нашего времени". Статьи В.Г.Белинского отражают особенности многих созданных М.Ю.Лермонтовым образов, большое внимание уделяется теме поэта и поэзии, гражданским мотивам, исследуются и художественные средства, используемые поэтом и писателем. Работы В.Г.Белинского написаны простым, каждому понятным языком, поэтому пользоваться ими может и литературовед, и обыкновений школьник.

В статье Б.А.Нахапетова "Образ морской волны в поэзии М.Ю.Лермонтова" рассматривается не столько образ в целом, сколько морской пейзаж, в том числе и образ моря и паруса.

Страницы: 1 2 3


Этапы изучения курса.
А. Литературная критика и книга Л.Д.Троцкого «Литература и революция», в которой впервые формулитуется новая схема искусства ХХ века и основные признаки «социалистического искусства», идеологические, в первую очередь, и эстетические. Б. С середины 20-х появляются монографии, посвящённые этой проблеме (Д.Горбов, Е.Никитина, А.Воронский… ...

Судьба и случай
«Удача», «случай» — ключевые понятия в прозе Шаламова. Случай властвует над судьбой заключенного, вторгается в его жизнь благоприятной или, чаще, злой волей. Это может быть случай-спаситель или случай-убийца. Судьба для Шаламова также часто равнозначна счастливому или несчастливому стечению обстоятельств. И слова «высшие силы» применит ...

Купальские песни
18. Пойдем, девки, кругом жита, * В нашем жите ведьма сидит. Иди, ведьма, с нашего жита, Наше жито свячённое! Иди, ведьма, в Сеньково, – Тама жито не свячёно. *Каждая строка повторяется 2 раза. В купальскую ночь нужно было караулить посевы от происков нечистой силы, в песне звучит обрядовый мотив изгнания ведьмы из своих полей в ...