Введение
Страница 3

В творчестве М.Ю.Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.

Море – часть пейзажа. "Пейзаж в литературе ( от франц. рaysage, от pays – страна, местность), один из содержат. и композиц. компонентов худож. произв.: описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира" [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 272].

В художественном произведении пейзаж может раскрывать характер и внутренний мир героя, может отражать его мировоззрения, пейзаж может быть созвучен с настроением героя или контрастен ему. Иногда в пейзаже раскрывается авторская позиция, его отношение к персонажам. Часто пейзаж создает эмоциональный фон, на котором происходят события. Пейзаж может выступать как часть социальной или национальной действительности, отражать особенности быта народа, национальное своеобразие в изображении природы. Иногда природа изображается как живое существо, способное помнить, мыслить, страдать, сопереживать, взаимодействовать с людьми. Природа является одним из средств развития сюжета. Иногда пейзаж контрастирует с событиями, происходящими в мире людей. Пейзаж может играть обрамляющую роль в композиции.

Природа воспроизводится в словах, звуках, красках, художественных образах. Пейзаж может быть сельским, городским, описывающим горы и степи, моря и реки. Пейзаж способствует раскрытию основной мысли произведения, углубляет его идейное содержание, обостряет эмоциональный фон произведения.

Пейзаж в произведение может являться символом. Для творчества поэтов и писателей, придерживающихся романтического направления в литературе, характерно использование образов-символов.

"Символ есть образ, взятый в объекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа" [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 238]. Символ неотделим от структуры образа. В более узком значении символ понимается как вид иносказания. Иногда символом является все произведение, это происходит в тех случаях, когда иносказание запрятано глубоко в подтекст.

Образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова являются символами. В последующих главах мы рассмотрим, как эти образы реализуют себя и какое значение приобретают в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова.

Страницы: 1 2 3 


Трагедии
Первая подлинно шекспировская трагедия — «Ромео и Джульетта» — возникла в окружении комедий и сонетов. Она сонетна по своей языковой природе, ибо ее главный герой Ромео не только говорит, но и любит еще в этой условной традиции. В любви к Джульетте ему предстоит узнать себя и столкнуться с миром. В то же время сонетное слово, пришедшее ...

Николай Степанович Гумилев
Родился Гумилев в семье корабельного врача в Кронштадте. Учился в гимназии Царского Села. Затем ненадолго (1900- 1903) уезжал в Грузию. Вернувшись, окончил (1906) Николаевскую Царскосельскую гимназию. Однако уже пребывание в ней не было обычным. Естественные для юноши интересы и занятия сразу оттеснила напряженная внутренняя жизнь. Все ...

Теоретические основы исследования. О категории «гендер» и гендерных исследованиях.
"Гендер" – одно из центральных и фундаментальных понятий – является предметом специального и углубленного осмысления. Его генезис освещен, например, в статье Н.Л. Пушкаревой «Гендерный подход в исторических исследованиях». «В 1958 психоаналитик университета Калифорнии (Лос-Анжелес, США) Роберт Столлер ввел в науку термин «ген ...