Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы
Страница 12
Информация о литературе » Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа » Судьбы детской литературы в России XX века. Советский период развития детской литературы

С. Баруздин создает для детей и поэтические произведения. В них он обращается к ребятам часто с беседой, призывая к осмыслению, раздумью. Поэт разговаривает серьезно, стремясь к наиболее полному контакту с читателем. Поэзия С. Баруздина так же разнообразна, как и проза. Басни, стихотворные рассказы, стихотворные сказки — это лишь некоторые из поэтических жанров поэта и прозаика. Но есть общее, что объединяет их: тема труда человеческого, любимая тема Баруздина-поэта.

Зрелость мастерства чувствуется в таких поэтических произведениях, как «Стихи о человеке и его словах», «Стихи о человеке и его делах», «Герой», «Какое над нами небо?», «Человеку, мечтающему стать взрослым». Для них характерны риторические вопросы, публицистические обращения, раздумье о будущем человека. По-товарищески обращается Баруздин к ребятам, разделяя их мечты, поддерживая стремление стать взрослыми, напутствуя добрыми словами молодое поколение.

Творческие поиски современных писателей, создающих книги для детей и юношества, часто идут в углубленно-психологическом плане, потому что мастеров слова интересует человек нового поколения, его облик, его запросы, его будущее. В их произведениях происходит открытие характеров мальчишек и девчонок. В русле этого поиска находится творчество Владимира Карловича Железникова. Он принадлежит к тем, кто вошел в детскую литературу в 60-е годы. Основное писательское качество В. Железникова - умение разыскивать по-настоящему добрых людей для своих книг. Каждое новое его произведение не похоже на предыдущее. Но все они связаны общей темой: писатель как бы исследует саму природу «формальной» и подлинной доброты, утверждая последнюю как важнейшую созидательную силу нового мира.

Кульминационным произведением В.Железникова является «Чучело». Первый вариант его был сценарием, и назывался «Бойкот». В ходе работы над произведением не только шлифовалась структура, но и уточнялся замысел. Эта повесть замкнула на себе проблему характера, проблему взаимоотношений детей и взрослых, проблему гуманизма. Мир детей определяется миром взрослых — это прописная истина. Мир детей в повести существует параллельно с миром взрослых, стараясь не пересекаться с ним. Повесть заставляет взрослых задуматься о том, как необходимо создавать взаимопонимание с подростками, как важно тактично руководить ими в жизни, поддерживая и оберегая период нравственного становления. Заслуга Железникова в детской литературе состоит в том, что он сумел нащупать серьезный нравственный конфликт и исследовал его с художнической достоверностью и гуманистической откровенностью.

Таким образом, после 1917 года детская литература стала носить целенаправленный характер. Перед детскими писателями была поставлена задача создания детской книги нового типа. Рекомендательные списки дореволюционных литературных произведений для переиздания составлялись при участии Н.К.Крупской и А.В.Луначарского и строго регламентировались согласно идеологическим установкам советского правительства. Детская книга стала одним из главных инструментов, с помощью которого власть решала задачу по созданию «нового человека». В этот период издание и содержание детской книги формировалось теми, кто руководил страной и определял её будущее.

Вместе с тем, именно в это время, в условиях тоталитарной системы, подавляющей творческую свободу и подчинении творческих задач политическим, нередко создаются выдающиеся произведения детской литературы, которые продолжают бережно передаваться из поколения в поколение. Привлекательность детской литературы советского периода именно в том и состоит, что, несмотря на часто присутствующую идеологическую подоплеку, она сохраняла крепкие традиции просветительства и воспитания. «Книга – лучший помощник воспитателя», - главная формула для писателя и издателя.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 


Сирень
Многие поэты, прозаики и художники воспели сирень в своих произведениях. (См. Приложение 6) А можно ли, например, изобразить сирень в обмороке? - Какая глупость! - ответят те, кто разучился удивляться. Но ведь "обморок" происходит от слова "морок", то есть наваждение. Художник Врубель передал, как из переливающихся ...

Смутное время
Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника — циничный брете ...

Эпоха романтизма
Эпоха романтизма и один из её главных героев — Джордж Байрон,— отстоят от нас почти двумя столетиями. За это время в мировой истории и культуре произошло много событий, повлекших за собой смену как политических и экономических систем, так и художественных направлений и школ. Изменения охватили все стороны жизни человека, начиная от его ...