Особенности речевого жанра "Загадка"
Страница 1

Загадка – это вид устного творчества; замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания; задается с целью испытать сообразительность, развивает способность к поэтической выдумке (СЛТ).

В загадке элементом, формирующим восприятие, является вопрос: "Что это такое?", адекватный ответ на который возможен в том случае, если в результате определенных когнитивных процессов появляется фрейм, содержащий информацию о запрашиваемом предмете, явлении. Выскажем предположение, что знания, предоставленные в распоряжение реципиента при формулировке загадки, должны быть организованы в четко сформированный фрейм, иначе отгадка становится недоступной. Создается впечатление, что в загадке должны быть представлены только знания-рецепты. www.edutarget.ru

Анализ показал, что в загадке крайне редко необходимо вербальное представление вопроса "Что это такое?". Это происходит только в том случае, если в высказывании налицо определенный факт действительности, не имеющий каких-либо нарушений во фреймовом построении, например: Бурая корова через прясло глядит (солнце). Налицо определенный факт действительности, и если вопрос отсутствует, то этот факт и воспринимается сознанием как таковой. Вопрос организует работу сознания на восприятие метонимии в данном высказывании, с помощью которой создается нарушение в структуре исходного фрейма. Только 1,8% исследованного нами материала имеют такое построение. В остальных случаях вопрос "Что это такое?" избыточен, поскольку сама композиция высказывания содержит в себе запрос на получение информации. Построение фрейма осуществляется не за счет заполнения терминалов, т.е. замещения данных по умолчанию, а в результате введения информации, которая имеется в исходном фрейме и входит в противоречие с теми стереотипными знаниями, которые формируют исходный фрейм.

Проследим, как организуется противоречие в составе загадки.

Анализ показал, что один из самых распространенных вариантов построения загадки имеет в своем составе наличие отрицания.

Отрицаются не те признаки, связи и отношения, которые должны входить и входят в состав знаний-рецептов в структуре фрейма. Отрицается факт принадлежности их указанному предмету. Причем это такие качества и отношения, которые являются основополагающими в структуре исходного фрейма при восприятии объекта. К примеру, луна обычно представлена в сознании реципиента своей формой: она круглая; масло – своим цветом: желтое; мышь – наличием у нее хвоста. Поэтому, когда в загадке имеется отрицание того или иного основополагающего признака объекта, который формирует фрейм, индивид не может идентифицировать объект. В загадке

Кругла, а не луна,

желта, а не масло,

с хвостом, а не мышь

в дополнение к отрицанию наличия существенного признака вещи, происходит соединение этих отторгнутых от вещей признаков для квалификации некоторой иной сущности, где все эти признаки соединяются в единое целое. И происходит это через приписывание указанных качеств некоторой сущности, тех качеств, которые обеспечивают ее (сущности) существование. В результате смыслового восприятия в сознании реципиента образуется макроструктура, где знания организованы в метафрейм. А те признаки, по которым идет идентификация нового объекта, выделены в составе субфреймов, которые и создают метафрейм.

Другой вариант использования отрицания заключается в отрицании некоторого значимого для объекта признака, отсутствие которого не позволяет объекту быть адекватным в восприятии из-за отсутствия обычно релевантного для данного фрейма компонента. Это положение реализуется в загадке

Семьдесят одежек,

и все без застежек.

В указанной загадке имеется еще одно осложнение в содержательном компоненте. Это – нарушение количественного параметра, согласно которому семьдесят одежек являются избыточным элементом при какой бы то ни было манере одеваться.

Отрицание может строиться на отрицании наличия привычных и необходимых для выполнения некоторого действия инструментов, например,

Мостится мост без досок, без топора, без клина.

Изучение загадки с помощью пропозиционального анализа приводит к выводу о том, что в структуре метафрема налицо отсутствие его вершины. Именно она подлежит реконструкции для того, чтобы цель высказывания была достигнута. А целью является задача испытать сообразительность реципиента.

Отрицание является не единственным способом формирования речевого жанра загадка. Наряду с этим признаком РЖ загадка в структуре фрейма можно регистрировать и другие отклонения.

В загадке

Сам алый сахарный,

Кафтан зеленый бархатный

происходит соединение характеристик цветовых, вкусовых качеств и одежды создает три фрейма: цвет воздействует на поиск аналогии по цветовым характеристикам; вкус предполагает, что описываемый предмет является чем-то съедобным, сладким на вкус; характеристика одежды завершает картину повествования, соединив некоторые качества в единое целое, имеющее некую оболочку, защищающую его от внешней среды.

Страницы: 1 2 3


Краткая летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова
· 1821 В местечке Немирове Подольской губернии 28 ноября в семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны (урожд. Закревской) Некрасовых родился сын Николай. · 1824—1832 Жизнь семьи в с. Грешнево Ярославской губернии по причине выхода отца в отставку. · 1832—1837 Учение Николая и брата в Ярославской гимназии. · 1838 П ...

Художественное воплощение гендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества
Основываясь на литературном материале, наука создает две противопоставленные модели, две типологии персонажей. В основе одной – типологии мужских персонажей – лежит социальный фактор, т.е. фактор культуры: «маленький человек», «лишний человек», «новый человек». Типология женских персонажей в целом укладывается в оппозицию добродетель / ...

Пространство и вещь как философско-художественные образы
Изучая пространство, Бродский оперирует не Эвклидовыми «Началами», а геометрией Лобачевского, в которой, как известно, параллельным прямым некуда деться: они пересекаются. И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут, но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут, тут конец перспективы. Пространство для поэта бесконечно, но это ...